г. Ананьев, Одесская область
АнаньевИстория Ананьева → Хазария в истории Ананьева
22
май 2010
автор: Л. Кольчева

Хазария в истории Ананьева

Ананьев возник в середине XVIII века как слобода Анани (Анань), по другим данным город был основан задолго до Запорожской Сечи, а именно во времена ХАЗАРСКОГО царства и назван ХААНАН, что означает «Святая земля». Присутствие половцев подтверждают холмы (на относительной равнине) в окрестностях. Половцы исчезли, а название осталось. Кстати имя Ананий того же происхождения».

«Анания (греч. Іапфєіра — Бог милостив, благодать Божия, кого Бог даровал; I век) — иудей-христианин из Дамаска, по преданию признается одним из числа семедесяти апостолов, епископ Дамасский, священномученик». (Полный православный богословский энциклопедический словарь. Изд. П. П. Сойкина. Репринт 1992. Стлб. 152.).

Как утверждают источники древней истории: «Хаанан — это древнее название территории Палестины. Библия свидетельствует, что «Палестина», как название, страна древнее, чем Израиль, как впрочем и название «Ханаан» — оно еще древнее. 9000 лет назад никакого Иудейского царства не было, а было государство Хаанан (территория современной Палестины), а евреи туда пришли из Египта. Эту землю называли по-разному: египтяне — Рецена (Ретена), евреи — Хаанан, греки — Келесирия (Южная Сирия)».

Хаанан с Хазарским царством территориально никак не связан, а потому у нас возникла необходимость пролить свет на вопросы: кто такие хазары, откуда они пришли, когда и как стали евреями, куда они делись и, наконец, на каком языке они говорили?

Хазарский воинПримерно в 680 г.. Хазарский каганат стал крупнейшей и мощнейшей державой, главной политической силой на юге Восточной Европы и к VIII веку утвердил на обширной территории свою гегемонию. На востоке каганат граничил с Хорезмом, т.е. владел Мангышлаком, Устюртом и всеми степями Южного Приуралья, вплоть до восточного побережья Аральского моря. На юге пограничным городом был Дербент, знаменитая стена которого отделяла Закавказье от Хазарии, включающей весь Северный Кавказ, Азовское море, большую часть Крыма с приморскими городами и Причерноморские степи до Днестра и Карпат. На севере каганату принадлежали верховья рек Эмбы, Урала, Волги, Дона, Днепра и степные пространства между ними. Еврейско-хазарские купцы входили в это сообщество как неотделимая его часть и вели торговлю на территории Восточной Европы, а порой и Константинополя, Кордовы и Александрии, изъяснялись они на славянском языке. Однако хазары соблюдали Тору и Талмуд, еврейские праздники, обычаи, исповедовали иудаизм и, вообще, были евреями.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что многие люди сегодня даже не подозревают о той значительной роли, которую сыграла Хазария в мировой истории, а также в истории России и в истории евреев. Время существования Хазарин было настолько успешным и благоприятным для евреев средних веков, что может быть с некоторым допущением приравнено к «Золотому Веку» в средневековой Испании. Хазария была надёжным местом, где евреи-беженцы спасались от преследований, которым они подвергались в Византии и Персии. Фактически же хазары создали первое мощное феодальное государственное образование на юге Восточной Европы, включающее территории нынешней южной России и Украины, во времена, когда там ещё не было не только русских, но и вообще славян. Так в «Повести временных лет» впервые упоминается о хазарах в 1116 г. Нестором, тогда как Хазария перестала существовать как единое государство к концу X века, т.е. за полтора века до составления летописи. Что касается хазар, то обычно всплывают в памяти строки поэта: «Как ныне сбирается вещий Олег, / Отмстить неразумным хазарам, / Их сёла и нивы за буйный набег,/ Обрёк он мечам и пожарам».

Напомним, что Одесса под названиями «Качибей», «Качибеев», «Хаджибей» упоминается в документах с 1415 года. Впервые письменно его упоминает польский хронист XV столетия Ян Длугош в связи с братской помощью — транспортом с украинским хлебом. Но пройдет всего одно столетие, и угроза коснется именно этих украинских земель — Качибей и все побережье Черного моря будет захвачено могущественной Османской империей и ее союзником — Крымским ханством. У новых владельцев Качибей приобретет название — Хаджибей. Мы с уверенностью сегодня утверждаем, что город Одесса был основан при правлении Великого князя литовского и русского Витовта. Этот факт можно рассматривать основанием для того, чтобы в 2015 году отметить Одессе 600 лет, т.к. на месте города и его порта находился город Гаджибей, с существующими торгующими морскими путями, через которые шла активная торговля зерном с Константинополем и всей Европой!

Из походного дневника монаха Игнасио Лукашинос, который во время похода литовского князя Витовта в Крым в 1398г. сделал запись: «... князю Витовту понравились караимы — народ тюркского происхождения, но исповедующий кара-изм — разновидность иудаизма. Он включил их в свою личную охрану. Возвращаясь домой, он сделал привал на реке Тили-Гюль. Во время стоянки состоялась большая охота, на которой князь был бы неминуемо убит разъяренным вепрем, но на пути зверя встал караимский десятник и принял смертельный удар клыков на себя. Имя героя было Тюртюбек». Как гласит история, описанная монахом: «... князь был тронут этим поступком, и пообещал выполнить последнюю волю своего спасителя. Тот же попросил, чтобы место, где случилась эта трагедия и назвали в честь пророка караима, жившего в 8 веке в Вавилонии — Ананъ Бен Давида».

Караимы сформировались как этнос в Крыму. По самосознанию карай — аборигены края. Кроме родного Крыма, местами компактного расселения караимов издавна были Запад Украины (Луцк, Галич) и Литва. В Галицию караимы прибыли из Крыма в 1246г. по приглашению князя Данилы Галицкого. Он предоставил им земли и льготы. В XIV в. с великим князем Витовтом карай попали в Литву, где охраняли княжеский замок и границы государства Литва стала для них второй родиной.

Караимский язык относится к наиболее чистым тюркским языкам, чему способствовали ранний перевод на него Ветхого Завета (не позже XI в.) и богослужение на родном языке. Интересный литературный памятник — Библия на караимском языке, изданная в Евпатории в 1841г. (по рукописи 1676г.). В Стамбуле в 1934г. было принято решение о включении в турецкий язык, вместо иноязычных, 330 караимских слов. О значении караимского языка для тюркологии свидетельствует и факт его преподавания в 1930-1931 гг. в Берлинском университете.

Караимское вероисповедание — караизм. Монотеистическая религия со своими догматами, духовной иерархией, традициями. Восходит к первым векам нашей эры. Важную роль в становлении вероучения и объединении верующих в прошлом сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караизма пришелся на VLU-XII вв. Караизм исповедовали иранцы, арабы, евреи, греки из общин на территории нынешних Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции. Издавна учение попало в Крым, в VIII веке распространилось среди хазар. В основе учения лежит Ветхий Завет в изначальной чистоте с главными Принципами — любви к Богу и ближнему.

Фольклор караев — важнейшая составляющая духовной культуры. Его истоки восходят ко времени Крымской Хазарии и предшествующего периода истории. Сберечь фольклор помогала традиция ведения семейных сборников — мэджума, куда заносили пословицы и поговорки, песни, предания. Сборники имелись в каждой семье и, наряду с Ветхим Заветом, относились к наиболее ценным семейным реликвиям. «Слова отцов» гласят, что обычаи и справедливость — половина веры, отражают отношение к родной земле, дружбе, труду, ближнему. Много назиданий и афористических изречений, часто с юмором, неожиданными эпитетами, сравнениями:

Чужбина — глина, а Родина — золото.

Дающий Богу угоден.

Пусть твое слово соответствует пожертвованной сумме.

Мало дают от души, много — от достатка.

Бог даст — молись, но домой не принесет — трудись.

Со львом будь львом, с ягненком — ягненком, но с ослом не будь ослом.

Ты хан, я хан, и некому дать сена коням.

Превозносящий себя до небес упадет на землю.

Коня запряжет и дурак, а умный ветер запряг.

Караимы вели образ жизни, характерный для тюркских народов. Как и хазары, караимы вели сезонный образ жизни. Весной отправлялись в сады и на виноградники, откочевывали со стадами в степи и горы. Особое пристрастие карай испытывали к лошадям. Отсюда поговорки: «Хорошая лошадь — караиму сила», «Без коня, как без рук» и др. В почете были военные профессии. Караимы крепости Кырк-Йер были причислены к военной аристократии — тарханам. В Литве карай входили в личную гвардию князя Витовта. В армии России в 1914 г. служили 700 караимов, из них 500 офицеров.

Журнал «Минарет» №2 (002), 2004 год: «АНАН БЕН ДАВИД (8 век) - иудейский вероучитель-ересиарх, признаваемый караимами основателем их секты. Известно, что он происходил из ортодоксального аристократического иудейского рода и обладал большими познаниями в еврейской религиозной литературе. Достойнейший иудейский пророк!».

А продолжить эту историю мы можем выдержкой из официальной хроники Херсонской губернии: «... в Ананьеве в 1774 г. был возведен деревянный храм Святителя Николая, однако прежде здесь уже, очевидно, был и другой. Поблизости располагалась мусульманская мечеть. Позднее появилось несколько синагог». Евреи получили официальное право селиться в Херсонской губернии только в 1769г., а право особого устройства, в виде земледельческих колоний — в 1809г.

Как сообщает газета «Одесские известия» №167 (01) от 11.09.2003г. «Ананьев обрел статус уездного с 1835г. и стал центром развития аграрных отношений и ремесел. В это время здесь до 80% населения были прежде евреи, которые слыли хорошими мастеровыми и умели толково вести хозяйство. Сейчас их мало: город пережил жестокие еврейские погромы и в дни революции 1917г., и в годы гражданкой войны, тысячами их сгубили в гетто фашисты». Нам удается уточнить эту информацию по документу, который называется «Исторические сведения о прежнем положении городов и некоторых замечательных в каком-либо отношении местностей в Херсонской губернии» Одесского градоначальства за 1853г.: «По 10-и ревизиям состав населения в Ананьеве был следующий: положенных в оклад купцов 3 гильдии: христиан — 125 муж., евреев — 194, мещан: христиан — 3,617, евреев — 121».

В Энциклопедическом словаре от 1890г. значится: «Ананьев — уездный город Херсонской губернии на реке Тилигул. 14529 жителей. Почва чрезвычайно плодородна. Среди населения преобладают малороссы, молдаване, потом великороссы. Есть немецкие колонисты, в городах и местечках много евреев».

...Фашисты вошли в Ананьев 7 августа 1941г. и сразу стали наводить свои «порядки». Затем евреям объявили, что отныне жить они будут на Кривой улице (ныне ул. Шевченко) в гетто, не покидая его и не выходя на улицу после 21 часа. Так в Ананьеве начался оккупационный режим. 21 августа 1941г. обитателей гетто — огромную толпу женщин, стариков и детей — погнали вверх по улице Советской (ул. Независимости) в сторону села Жеребково. Эту плачущую толпу несчастных провожали местные жители. Они понимали, куда ведут этих людей, которые еще недавно были соседями, друзьями и знакомыми. В какой-то момент бабушка еврейка ухитрилась вытолкнуть свою маленькую внучку в толпу провожающих.

Противотанковые рвы возле Ананьева стали общей могилой для людей разных национальностей и возрастов. Сейчас на месте, где когда-то были эти страшные противотанковые рвы, ставшие последним пристанищем тысяч евреев-ананьевцев и других людей, стоит камень Памяти и Скорби. По данным книги «Історія міст і сіл України. Одеська область», в Ананьеве погибло 2,5 тысячи местных жителей. По смутным воспоминаниям детства я помню, что спустя много лет, спасенная еврейская девочка Рая приезжала в Ананьев поклониться этому камню Памяти и Скорби и благодарила жителей Ананьева, которые спасли ей жизнь.

КОЛЬЧЕВА Людмила Наумовна