город Ананьев
Ананьев (місто Ананьїв) или xанская слобода Ананьев ( по легенде, это имя запорожского казака) впервые официально упоминается в 1753 году. Слобода Ананьев была в то время без архитектурного изыска. В то время жилье было строилось в виде добротных и уютных землянок. Со временем данная территория все больше обживалась людьми и по мере развития торговли слобода стала превращаться в город. Ананьев стал приобретать урбанизированый вид. В Ананьеве появились первые улицы, металлические ограды, дощатые тротуары, строительство велось планово. Более определенно перспектива развития Ананьева стала просматриваться после того, как 22 сентября 1834 года слобода получила статус уездного города Херсонской губернии.
Ананьев в в середине XVIII ст. развился благодаря Одессе, которая получила статус свободного порта и полномочия королевы внешнего рынка по торговле хлебом с Европой. Именно тогда, дорога, открытая казаками через Чумацкую гору ( теперь она Одесская) стала указателем к морю для купцов амбициозного местечка, которые продавали зерно и привозили заморские товары. В то время это дорога была своеобразной "золотой жилой". Ананьев разжился зажиточн ыми купцами, землевладельцами, меценатами.
В историю Ананьев от того яркого времени вписаны имена успешного купца, фабриканта, мецената Мойсея Равву; дворянина, депутата Государственной Думы России, миллионера М.Эрдели; купца I гильдии Игната Воскобойникова, талантливых архитекторов Корфа и Марченка, кузнеца с золотыми руками М.Бортника.
В Энциклопедическом словаре от 1890 года написано: "Ананьев - уездный город Херсонской губернии на р. Тилигул. 14529 жителей. Почва чрезвычайно плодородна. Среди населения преобладают малороссы, молдаване, потом великороссы. Есть немецкие колонисты, в городах и местечках много евреев. Главное занятие жителей - выращивание хлеба."Оценив выгодное географическое расположение уездного Ананьева, сюда потяноулись не только немцы, но и французы, англичане, сербы, греки, итальянцы со своими взглядами гозяйствования, предпринимательства, деловитьсти. Как свидетельствует "Южно - русский альманах", к концу XIX ст. у нас было 20 полукустарных предприятий по переработке сельськогохяйственного сырья, работали кирпичные заводы, фабрики шипучих вин, паровые мельницы, Бессарабско - Таврический банк, почта ,телеграф.
Степи в которых раположен Ананьев были плодородны и много веков назад, поэтому привлекали сюда племена и целые народы, ищущие мира и стабильной судьбы. Радовала полными водами и бегущая здесь река Тилигул. На ее берегах там, где сейчас стоит село Гандрабуры, ананьевские исследователи нашли следы поселения, относимого по времени еще к Трипольской культуре - 3 столетие до н.э. Согласно источнику, заслуживающему доверия, Тилигул был некогда судоходным. При раскопках, производимых в 1850 году, возле старой мельницы был найден большой якорь от римской галеры. Археологам попались и золотые чеканные монеты Юлия Цезаря и серебряные - Александра Македонского. Поселенцы оседали на этих земля, но надолго им удержаться здесь не удавалось: их теснили новые завоеватели. И так столетие за столетием: киммерийцы, скифы, сарматы. Готы, гуны, авары. Печенеги, татары, те же римляне, на много лет разбившие здесь лагерь для своих легионов. Все они - предки нынешних поколений, все - так или иначе обогатили своими заниями и мастерством потомков, как мозаику сформировали культуру этого края. Историк Скальковский считает, что основателями современного Ананьева были молдавские переселенцы. Есть и другая версия. Почетный гражданин города Борис Робул, бывший преподавателем тактики в высшей офицерской школе, занимаясь военной историографией, вышел на маршала Советского Союза Малиновского. Как следует из воспоминаний, военачальник очень тепло отозвался об Ананьеве, который знал и любил "его разумную планировку, всегда оживленную улицу Миллионную, богатейшие базары и замечательных людей". С некоторыми офицерамим - выходцами из этого района, он воевал в составе русского экспедиционного корпуса во время Первой мировой войны. Во время общения возник разговор о названии города.
Согласно выдержки из походного дневника, который вел в 1398 году монах Игнасио Лукашинос, оно сязано с походом литовского князя Витовта в Крым.Там ему понравились караимы - народ тюкского происхождения, но исповедующий караизм - разновидность иудаизма. Он включил их в свою личную охрану. Возвращаясь с ними домой, он сделал привал на реке Фос, ныне Тилигул. Во время стоянки состоялась большая охота, на которой князь был бы неминуемо убит разъяренным вепрем, но на пути зверя встал караимский десятник и принял смертельный удар клыков на себя. Имя героя было Тюртюбек. Как выяснилось, Малиновский является потомком этого рода по материнской линии. Как гласит история, описанная монахом, князь был тронут этим поступком и пообещал выполнить последнюю волю своего спасителя. Тот же попросил, чтобы место назвали в чсть пророка караизма, жившего в 8 веке в Вавилонии. Пророка звали Ананъ бен Давид.
Такова легенда. При этом немало исследователей сходятся на том, что место утвердили казаки. В частности - атаман Ананий, приведщий сюда свой небольшой отряд, что было в 1753 году. Вскоре вокруг него собрались родственники и друзья, которые сменили ратные труды на вечные заботы землепашцев. С ними пришло на степные просторы благословение христианства. Позже здесь был выстроен храм Александра Невского, который был освящен 12 сентября. Это и есть день рождения города. В 1834 году, вышел царский указ о признании Ананьева городом.
Он уже тогда поражал своими ровными улицами, крепкой кладкой кирпичных домов. Находясь на перекрестье торговых дорог, он расцветал буквально на глазах. С 1835 года он твердо обрел статус уездного, стал центром развития аграрных отношений и ремесел. Здесь до 80% населения были прежде евреи, которые были хорошими мастеровыми и умели толково вести хозяйство. Сейчас их мало: город пережил и жестокие еврейские погромы в дни революции 1917 г. и в годы гражданкой войны, тысячами их сгубили в гетто фашисты. Сейчас здание тюрьмы сохранилось, его отдали в аренду под гаражи авторемонтного предприятия. А тогда купцами ценились плоды здешнего холстоткачества, особо славились ананьевские ковры из овечьей шерсти, изготовленные молдавскими шорниками. Молдаване, болгары и, конечно же, украинцы сегодня более всего представляют демографический состав Ананьева. Недавно зарегистрирован один чех. Всего же население - 9,8 тысяч человек.
Интересно, что не зажиточность была положена в основу символики города. В пойме реки водилось множество белых цапель, и именно этот романтичный образ более всего запал в душу горожан. Герб Ананьева - щит, на синем поле которого изображены три этих птицы. Как и все малые города, Ананьев по-своему знаменит. Преподаватель здешней школы Михаил Меделович сохранил, например, документальные подтверждения того, что осенью 1823 года здесь побывал Александр Пушкин, он сопровождал жену графа Воронцова Елизавету Ксаверьевну как переводчик с молдавского. Этот язык поэт легко выучил, живя в ссылке в Кишиневе. Графиня же, урожденная Браницкая, горела идеей помощи своим соотечественникам - полякам, для чего скупала у молдован земли и передавала им. Один молдавский вельможа не захотел расставаться со своим наделом даже за деньги. Его внук выстроил там дом. Сегодня в нем расположена редакция газеты "Вести Ананьевщины". Второй раз Пушкин побывал здесь через год, когда отправлялся в ссылку в село Михайловское. Он сменил коней, выехал на Одесскую гору, оглянулся на город, видный с нее во всей красе и произнес: "Прощай, прекрасное селенье!" Говорят, возница запомнил эти слова и передал их своим детям и внукам.
Бывыл здесь и Федор Шаляпин. Как сообщает местная газета, когда знаменитый бас по просьбе дворянского и офицерского собраний в начале первой мировой войны приехал на гастроли в Одессу, ананьевская делегация упросила его дать концерт и у них. После выступления он вернулся в свой номер в гостиницу "Лондон" (теперь там, на пересечении улиц Незалежности и Аносова размещается детский сад "Золотой ключик"). Но перед входом собралась толпа поклонников его таланта, которым не удалось попасть в концертный зал. Они аплодировали и кричали: "Браво, Шаляпин!". Певец был тронут таким вниманием, он вышел на боковой балкон гостиницы и пропел им арию из пушкинской "Русалки" и песню на слова Бернса "Блоха".
Здесь жили и творили выпускник Санкт-петербургской академии художеств пейзажист, ученик Куинджи Евгений Столица, композитор Петр Нищинский, который, к тому же, был преподавателем ананьевской гимназии. Во время Великой Отечественной войны здесь действовала группа подпольщиков. До сих пор неясно, как их смогли рассекретить, но они были схвачены и казнены, сумел бежать только один Борис Топор. Ему более 80 лет, он и сейчас живет в Ананьеве.
Отсюда вышли доктор исторических наук, специалист по вопросам Парижской коммуны Книжнин-Ветров, химикнеорганик, чьи труды известны всему миру, Семен Вольфкович. Здесь долго работала заслуженный врач Украины Раиса Федорковская, жила заслуженная учительница Украины Вера Могилева. Выходцы отсюда есть даже в большой политике. Так, известный в свое время в России народник Константин Судзиловский уехал отсюда, попал за границу и был избран президентом на... Гавайских островах. Среди ананьевцев есть три героя Советского Союза: летчик Евгений Мариинский, сбивший 19 фашистских самолетов, разведчик Александр Арсенюк, много сделавший для освобождения Киева от врагов во время Великой Отечественной, офицер-танкист Алексей Власенко. Среди ананьевцев известен и флотский офицер М. Коваленко, строитель полярной станции Мирный, участвовавший в первой экспедиции в Антарктиду. В его доме гостил легендарный подводник Александр Маринеско, и, говорят, весьма оценил ананьевское вино.
Ананьев - культурное и историческое наследие Украины и хоть ему и четверть тысячелетия, он как хорошее вино от этого хуже не становится!