фев 2011
Казацкая версия возникновения Ананьева
По одной из версий, которая на данный момент трактуется официальными органами власти г. Ананьева, в 1753г. на месте сегодняшнего Ананьева возникла слобода, которую основал запорожский казак Ананий.
В середине XVI в. зарождается украинское казачество, центром которого становится Запорожская Сечь — важнейший плацдарм антиосманской, антипольской и антитатарской борьбы. Стремление казаков к самозащите от набегов татар привело к возникновению казацких крепостей. Общеизвестно, что столицей казацких вольностей, куда казаки обращались своим сердцем и помыслами, и где находился цвет казачества, была Запорожская Сечь. Сечи, как центры Вольностей Войска Запорожского, всегда располагались в пределах Великого Луга Запорожского, меняя только свои места, переходя из одного в другое (на расстоянии 5-20 километров от прежней сечи).
Легендарный днепровский остров Хортицу, возле Запорожья, в Украине знают все. Но, оказывается, о нем было известно и византийским императорам. Вот что писал об этом острове византийский император Константин Багрянородный (946-953 н.э.). «Пройдя Карийский перевоз, русы причаливают к острову, который носит имя Святого Георгия. На этом острове они приносят свои жертвоприношения. Там стоит огромный дуб...». Лежит знаменитый остров Хортица на одном из главных торговых путей, проходящих по Украине. Здесь в древние времена велась торговля славян с греками. Здесь находилось языческое святилище, а тот самый священный дуб, о котором пишет Константин Багрянородный, достоял до 1871г. и засох от старости — ему было около двух тысяч лет! И где-то здесь, на Хортице, окруженный на Черной скале печенегами, пал в бою легендарный князь Святослав...
Остров расположен в месте, где Днепр делится на зону порогов и зону плавней. Поэтому с глубокой древности он был естественным местом отдыха для торговцев, воинов, путешественников, преодолевших опасную зону днепровских порогов. Нередко он служил пристанищем и княжеским дружинам. Например, в летописи говорится, что в 1103 году князья Давид Всеславич, Мстислав Игоревич, Вячеслав Ярополчич и Ярополк Владимирович «...поидоша на коних и в лодьях, и приидоша ниже порог и сташа в протолчех и Хортичьем острове». Летописные известия подтверждаются и археологическими находками. В X-XIV веках на острове существовала небольшая русская крепость, известная из летописей под названием Протолче. Археологи находят на месте поселения остатки просторных «дружинных» жилищ, землянок, множество различных предметов Х-ХН и XIII-XIV веков.
Первой из известных Запорожских Сечей была Хортицкая, которая существовала в 1553-1557 (по другим данным в 1556-1557) годах. Хортицкая Сечь была создана при активном участии гетмана запорожцев Дмитрия Вишневецкого, получившего прозвище Байда, человека незаурядной и яркой судьбы. Хортицкая Сечь сыграла важную роль в подготовке походов против татар и турок, но в конце лета 1557г. была захвачена и полностью разрушена многотысячным войском крымского хана Девлет-Гирея.
Но даже под турецко-татарской властью Хаджибей (Одесса) остается одним из главных мест добычи соли. Предводители казачества прекрасно понимали значение этих территорий для успеха своего дела и намеревались создать здесь казацкое государство, для чего, в первую очередь, необходимо было вытеснить турок за Дунай и посадить на молдавский престол лояльного к казакам господаря. Такое казацко-молдавское государство пытались создать основатель Сечи Дмитро Байда-Вишневецкий в 60-ые годы и казацкий предводитель Иван Подкова в 70-е годах XVI столетия. А казацкий гетман Северин Наливайко в 90-х годах, того же столетия, предполагал образовать автономную казацкую республику в составе Речи Посполитой.
Победа казаков в годы освободительной борьбы украинского народа в 1649 году над польскими войсками под Зборовом позволила заключить договор, по которому власть казацкого гетмана признавалась польским королем в трех воеводствах Речи Посполитой: Брацлавском, Киевском и Черниговском. Зборовский мир стал первым документом, по которому признавалось существование украинского государства на правах автономии Речи Посполитой.
Согласно исторической справке от 08.09.06, за №0066087 Декана исторического факультета ОНУ им. И.И. Мечникова, кандидата исторических наук, доцента Кушнира В.Г. «...воспоминания о стычках казаков с татарами на Тилигуле начинаются с XVI столетия» (письма польского гетмана Жолкевского).
Из «Истории Руссов или малой России» Георгия Конинского мы узнаем, что на территории вблизи Тилигульского лимана бывали: атаман Иван Сирко, во время своих походов на татар через Тилигул и Куяльники в 1665 и 1672 гг., чтобы отомстить за набеги на Украину; фастовский полковник Семен Палий совершил здесь свой боевой подвиг — в апреле 1691г. он разгромил татарский обоз. По данным Энциклопедии украиноведения в период с 1696 по 1712гг., бывший секретарь Ивана Мазепы Петрик Иваненко был гетманом Ханской Украины, которая находилась на территории между Бугом и Днестром (татарская Белгородщина).
В XVIII столетии во время русско-турецких воин значительные силы запорожцев выполняли самые сложные задания. В русско-турецкую войну 1735-1739гг., запорожская флотилия проходила через Хаджибейскую (Одесскую) затоку во время морских походов от Днестра до Днепра. Именно этим путем, во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. корабли запорожцев вышли к Дунаю.
Вскоре, летом 1709г. в поисках помощи пришел на Хаджибей и гетман Иван Мазепа, вместе со своими шведским союзникам Карлом XII и отрядом казаков, которые спасались после поражения под Полтавой, передвигаясь по дороге от Очакова, тянущейся вдоль моря. Согласно данным историка Ф.Лугаса, они перешли Тилигульский лиман 16 и 17 июля 1709 года и отдыхали в районе нынешнего жилмасива Котовский и одесской Пересыпи.
Немало раз были под Тилигульским лиманом запорожские казаки во время военных операций русско-турецкой войны 1768-1774гг. Например, во время похода войск О.Прозоровского и главных сил Войска Запорожского под предводительством кошевого атамана Петра Калнышевского на Очаков и Хаджибей в июне и июле 1770г. Тогда 29 июня (по старому стилю) на берегу Тилигульского лимана отмечали казаки день Петра и Павла — именины своего кошевого атамана.
В 1771г., по словам А.Скальковского, 24 августа, 15 сентября и 9 октября запорожский кошевой П.Калнышевский во главе 6-тысячного отряда казаков «...имел три жестоких и славных дела с врагом возле Очакова и Хаджибея», за что Екатерина II пожаловала запорожцам «похвальную грамоту».
Ликвидация царизмом Запорожской Сечи состоялась в 1775 году.
При въезде в Ананьев огромный рекламный щит убеждает нас, что все же «... в 1753г. основал Ананьев запорожский казак Ананий. На Сечи его прозвали Безпальком — за потерянный в бою палец. Именно это и стало причиной того, что казак вынужден был сменить саблю на орало, избрав для поселения богатые земли у реки, которую турки называли Тили-Гюль (Тилигулом)».
Однако, автор книги «История новой сечи» А. Скальковский однозначно утверждает, что « ...в столетнем периоде, между 1670 и 1770гг., славное запорожское войско занимало обширный простор земель, что находилось в Екатери-нославской и Херсонской губерниях, за исключением Одесского, Тираспольского и Ананьевского уездов — в области между Бугом и Днестром».
Описание вышеупомянутых событий об освободительной борьбе украинского народа относится ко времени, которое официально признается историками и краеведами Ананьева, как время, когда казак Ананий в 1753г. привел к реке Тилигул в районе Ананьева свой небольшой отряд, часть из которых приняли решение остаться здесь навсегда. Однако, запорожские казаки были очень вольнолюбивым и дерзким народом, а потому в то, что казак Ананий с частью казачьего отряда принял такое решение в разгар событий, которые в истории казачества признаются событиями национального значения, верится с трудом...
Какое объяснение можно противопоставить этому заключению?
Как указывал известный историк и философ П.М.Бицилли: «... украинизаторы присваивают Украине козачество, истолковывая козаческое, как «национальное». Легенда о «козацкой нации» уже получила, к слову сказать, некоторое распространение и в Европе. Один, довольно известный, теоретик национального вопроса. Van Gennep в своей книге «Traite des nationalir.es» (1923г.)... утверждает, например, что « ... козаки, действительно нация, но отдельная от украинцев. Украинцы без сопротивления подчинились Москве, доказав тем свое христианское смирение исконно-православного народа, тогда как козаки с Москвою боролись. Это потому, что козаки — не русские, не малороссы и вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки».
В таком случае, рассмотрим еще одну версию...-
В первой половине XIII в. явились татары, опустошившие весь край и временно образовавшие ногайское ханство (XIII в.).
Около 1400 г. великий князь литовский Витовт распространил свое владычество до низовьев Днепра и Днестра, далее до Черного моря и настроил здесь укреплений. В половине XV века образовалась могущественная Перекопская орда, и крымские татары захватили значительную часть местности по Днепру, построили города и начали борьбу против поляков. В конце XV или в самом начале XVI веков образуется вольная община запорожских казаков, в состав которой входила вся восточная часть нынешней Херсонской губернии.
Русские войска впервые появились здесь в 1556г., но только в XVIII столетии русское правительство стало воздвигать линию крепостей и только в 1741г., по «Инструменту, заключенному на Великом Ингуле» с турками, были прочно установлены границы русских владений. В 1764г. была образована обширная Новороссийская губерния: «... в 1772г. возвратились бежавшие, было, в Турцию 1242 семейства русских раскольников, а затем пришло вновь значительное количество молдаван».
Из официальных исторических документов мы узнаем, что по Ясскому договору с Турцией (1791г.) в состав нынешней Херсонской губерния вошла Очаковская область, со многими «ханскими слободами», заселенными русскими выходцами и молдаванами. После 1791г. молдавское население увеличилось переселением многих молдавских бояр и чиновников, пожалованных землями за службу во время войны с Турцией и набиравших себе поселян частью из Украины, частью из прежней своей родины, что подтверждает историк А.Скальковский: «... основателями современного Ананьева были все же молдавские переселенцы».
Слободская Украина — историческая область, входящая в XVII-XVIII столетиях в состав Российского государства. Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Слобода — отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, в истории России, Беларуси и Украины, население которых временно освобождалось от государственных повинностей, отсюда название слобода, т.е. свобода». Первоначально поселенцы освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений были новыми осваиваемыми землями, в первую очередь казаками.
Однако, вместе с этим необходимо заметить, что в XVIII веке также отмечались значительные передвижения ногайских племен в связи с походами крымских и калмыцких ханов. Картина расселения ногайцев значительно изменилась после ликвидации Крымского ханства в 1783г. и русско-турецкой войны 1787-1791гг.
Еще в начале XVIII столетия в Очаковскую область перекочевала, теснимая казаками из приазовских степей Едисанская Орда ногайских татар. И Буджакская, и Едисанская Орда подчинялись Крымскому хану, а тот в свою очередь был вассалом турецкого султана и пользовался его поддержкой в постоянных набегах на южнорусские земли. «Татары ногайские, — писал в начале XVIII столетия секретарь английского посольства в Турции Рикот, — совершают набеги, захватывают пленников и продают их туркам. Их города и деревни паче построены шалашами, устроенными из палок, из хворосту плетенного, накрытым вретищами волосяными».
В 1728г. по приказанию Крымского хана Едисанские ногайцы основывают ряд поселений между Бугом и Днестром, объединенных в Дубоссарский каймакам. Одно из таких стойбищ на левом берегу Днестра, напротив Бендерской крепости, основал едисанский род Едичкулы. По-видимому, этот шаг Крымского хана был предпринят как противодействие начавшейся русско-украинско-молдавской стихийной колонизации низовьев Днестра. В 1740-е годы в левобережном Приднестровье образуется ряд поселений со смешанным населением. На карте австрийского топографа Бауэра, сохранившейся в фондах Одесского краеведческого музея, мы встречаем знакомые нам, но несколько искаженные названия: «Барканы» — Парканы, «Карагач» — Карагаш, «Сугаклея» — Суклея. Эти поселения, называвшиеся «ханскими слободами», явились ярким примером народной колонизации Северного Причерноморья. Она началась намного раньше, чем здесь появились первые русские полки.
С другой стороны, до XV века на холме при впадении Мертвовода в Южный Буг располагалась турецкая крепость Чичаклей. В начале XV века, в период расширения владений Литовского княжества крепость была захвачена литовцами и названа Соколец. Потом крепость перешла к Польше. Позже крепость успешно взята запорожскими казаками. В начале XVIII века на этом месте основан казацкий зимовник Соколы, входивший в состав Бугогардской паланки. Переправа возле этого места называлась Соколиной (ныне Вознесенск).
На Буге, в урочище Запорожский гард, находилась казацкая слобода Гард. Свое название слобода, как и урочище, получила от Гарда — места ловли рыбы и рыбного завода, построенного запорожскими казаками еще в XVI столетии. Гард стоял на важном торговом пути и соединял торговлю запорожских земель с Польшей и Крымом. Кроме одного из главных торговых путей. Черного, тут проходил еще и Гардовый, а также еще два других (от Гарда) — Сечевой верхний и Сечевой нижний. По ним двигались многочисленные купеческие караваны и чумацкие обозы.
Среди многих переправ через Буг переправа возле Гарда была одной из важнейших до конца XVIII столетия. В самом урочище была лодочная, а напротив острова Великого — паромная переправа. В XVIII столетии возле переправы был построен приграничный вооруженный пост (или паланка) названный Бугогардским. Когда возникла Бугогардовская паланка — неизвестно. По предположению Д.Яворницкого, земли запорожских казаков были поделены на паланки в 1743 г., после возвращения запорожцев из-под власти крымского хана в Россию. А т.к. Бугогардовская паланка была одной из первых, то появление ее можно отнести к этому периоду. На вопрос, что такое Бугогардовская паланка, кошевой Алексей Билецкий 4 августа 1760г. отвечает: «В урочище Гард запорожские казаки, прежде всего, и ныне ежегодно в летнее время, для ловли рыбы, отправляются из Сечи и из зимовников, и тамо чрез все лето даже до самой осени находятся».
А.Скальковский описывает, что: «... в Бугогардовской паланке сел не было, но тут находились значительные запорожские команды для охраны границ и рыбного промысла. Размещались казаки в 50 куренях, двух домах и десяти землянках. На территории паланки были зимовки: в урочище Соколы, Вербовом, Балацком, Мигеи, Корабельном, Громоклии (Ананьевского и Елисаветградского уездов).
На Гард постоянно нападали поляки, татары и турки. В 1740г. отряды казаков польского графа Потоцкого, которыми командовал предатель Сава Чалый, варварски разрушили Гард, но запорожцы отстроили его снова».
Командование Бугогардовской паланки дважды отправляло своих старшин (1764 и 1767гг.) в так званные «ханские слободы», которые были за Бугом, чтобы узнать, кто же там живет и какими людьми заселены?
В 1767г. Бугогардовский полковник Андрей Кайнаш отправился в экспедицию с целью описать украинские поселения за Бугом. Из исторических источников мы узнаем, что во время этого путешествия он подвергался нападению и чуть не был убит ногайцами. В своем описании полковник Андрей Кайнаш подчеркивает национальную пестроту ханских слобод и сообщает, что в них живут: «... волохи (т.е. молдаване) и жиды, и, почитай, в большую половину народа такого, как и малороссийский». В новых селениях не платили никакой повинности, а в старых, подчиненных Дубоссарскому каймакаму, платили в год «... со всякого прибытка скотского и промышленного десятую долю».
Олег Губарь в статье «Я помню Ананьевский порт» утверждает, что «... давний ногайский аул, получивший в середине XVIII столетия название Анани или Ананьево, правомерно причислять к экспортам. Материалы, собранные Геродотом Новороссийского края А.Скальковским, свидетельствуют о том, что «... были также слободы Ананьево и Палеево Озеро, в 1750-х годах основанные. Насколько известно, самыми первыми жителями слободы были молдаване-скотоводы, пригнавшие сюда тучные стада под предводительством некоего Анания. Вскоре поселились в этих местах и украинцы, также «отстёгивавшие» определённый ясырь местному каймакану, т.е. турецкому наместнику».
Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774г. граница России передвигалась на реку Буг. Земли между Бугом и Днестром по-прежнему входили в Крымское ханство, но при условии, что должны были оставаться пустыми. Между тем Турция не собиралась отказываться от Очаковской земли. Она стала поощрять переселение туда татар-ногайцев. В европейских странах турецкие дипломаты настойчиво проводили идею о том, что Очаковская область — исконно татарская земля. Крымский хан Шагин-Гирей в 1777г. в своем письме убеждал князя Прозоровского, что населенные пункты в левобережье Днестра издревле принадлежат татарам. Несмотря на русско-турецкое соглашение, в период мирной передышки возобновилась народная колонизация Днестровско-Бугского междуречья. Рядом с татарами снова стали селиться русские, украинцы, молдаване и евреи.
Впервые изображение крестов, как атрибута похоронного обряда встречается в Украине на белокаменных княжеских саркофагах ХІ-ХІІ столетий. И.Сапожников считает, что казаки, которые отличались целой чередой этнографических признаков от остального населения Украины, возродили старую великокняжескую традицию увековечивания памяти своих небожителей именно каменными крестами.
В 1836 и 1845 гг. в Запорожье побывал один из первых историков украинского казачества А.Скальковский. Во время этого путешествия исследователь сделал опись целого ряда казацких крестов и других древностей возле Чертомлыцкой Сечи. Значительным достижением в изучении надмогильных казацких сооружений стала огромная научно-исследовательская работа, которую провел в Запорожье в конце XIX — в начале XX столетий и Д.Яворницкий.
В конце 80-90-х годов XX столетия известный одесский историк, профессор Анатолий Бачинский обратил внимание на то, что множество каменных крестов из ракушечника, которые стоят на кладбищах в десятках сёл вблизи Одессы, безусловно, являются казацкими. В 2006 году профессор Елена Бачинская совместно с казаками Черноморского гайдамацкого объединения Украинского казачества произвела поисковые работы в девяти сёлах Коминтерновского района вдоль берега Тилигульского лимана. Цель экспедиции — найти и описать каменные кресты на кладбищах сёл Коминтерновского района Одесской области. Было выявлено 350 крестов и надгробных памятников конца XVIII - середины XX столетия. И стоят они как хранители национальной памяти казацкой славы Украины.
На Ананьевском кладбище таких казацких крестов мы не встречали, т.е. казацких захоронений там нет. Однако найдены остатки Мусульманской мечети и мусульманского кладбища возле Одесской горы, вблизи которых позже разместилось и еврейское кладбище. Я знаю, что потомки рода Флоринских именно по надмогильным плитам этого кладбища восстановили свой род.
Какими историческими событиями мы можем объяснить появление такого множества казацких могил в районе Тилигульского лимана в Коминтерновском районе Одесской области?
После русско-турецкой войны 1787-1791 гг., вначале августа 1788г. черноморцы под предводительством кошевого атамана З.Чепеги за указом князя Григория Потемкина начали проводить разведывательные рейды в сторону Хаджибея, 17 ноября 1788г. совершили нападение на продовольственные склады Хаджибея, за что Захарий Чепега был удостоен ордена св. Георгия IV степени (по данным, опубликованным Е.Д.Фелицыным в одном из номеров «Кубанского сборника»).
Черноморские казаки, под предводительством Захария Чепеги и Антона Головатого имели свои позиции и пикеты на берегах Тилигульского лимана весной и в конце лета 1789г. От берегов Тилигульского лимана 6 полков Черноморского казачества и 2 батальона регулярных российских войск под руководством де Рибаса пошли на штурм Хаджибея, который завершился успешно 14 сентября 1789г.
После взятия Хаджибея, с одобрения Г.Потемкина, де Рибас принимается за осуществление своей идеи по поднятию военных лодок, затопленных турками и созданием Черноморской морской гребной флотилии. Его неизменными помощниками и тогда, и в последствии были черноморские казаки, с которыми де Рибаса связывала давняя и проверенная дружба. При отчаянной схватке за остров Березань де Рибас во время подоспел на помощь отряду Антона Головатого, те в ответ, в ноябре того же года, конным отрядом Захария Чепеги совершили смелый рейд под Хаджибей, где уничтожили крупные продовольственные склады. Черноморская флотилия была создана в конце 1789г. и покрыла себя неувядаемой славой действиями на Дунае, а также самым активным участием во взятии Измаила в декабре 1790г.
18 октября 1790г. гребные корабли Иосифа де Рибаса соединились с военными казацкими кораблями Антона Головатого и вместе пошли на Дунай. Там украинские казаки получили лавры победителей при взятии Сулимской затоки, Тульчи, Исакчи, штурма Измаила. Победа Черноморцев на Дунае в значительной мере приблизили окончание войны и окончательный переход Хаджибея под власть России.
После славного взятия турецких крепостей Очакова, Измаила и Хаджибея (Одессы), сражаясь рядом с де Рибасом и Г. Потемкиным, казаки участвовали в освобождении территорий от Днестра до Южного Буга. Так за Ясским мирным договором 1791г. Хаджибей и все побережье Черного моря, между Южным Бугом и Днестром перешло под власть Российской империи.
В марте 1790г. Главнокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791гг. князь Григорий Потемкин за службу выделил черноморским казакам земли между Бугом и Днестром. После смерти князя Г.Потемкина в 1791г. казаки остро почувствовали всю шаткость своего положения, т.к. никаких юридических оснований на эти земли они не имели. С ноября месяца 1791г. войсковое руководство начинает активно ходатайствовать о выделении новых земель в Еникольском округе и на Тамани.
В правительстве как раз прорабатывались проекты военно-казачьей колонизации земель правобережной Кубани. 30 июня 1792г. последовал именной указ Сенату «О пожаловании Черноморскому войску острова Фанагории с землями. Между Кубанью и Азовским морем, лежащими». В этот же день Императрица подписала и особую грамоту на пожалованные земли. В монографии краснодарских краеведов С.Кирюшина и Б.Фролова «Гребная флотилия Черноморского казачьего войска», утверждается, что «...переселение черноморских казаком на Тамань планировалось правительством еще задолго до вручения А.Головатому высочайшей грамоты от 30 июня, но было приостановлено до получения надлежащих сведений о Кубанской земле».
Одной из исторических особенностей Российской империи выступают постоянные колонизационные процессы, тесно связанные с социально-экономическим, политическим и духовным развитием страны. Интенсивное освоение южных, восточных и северных окраин русским землепроходцами, отважными казаками и крестьянами постоянно находятся в сфере научного интереса, а потому являются одной из важных и актуальных в исторической науке. Основной колонизационной силой на юго-востоке страны было казачество — донское, черноморское.
терское, и роль главную его государство сводило главным образом к завоеванию новых территорий.
В 1792-1793гг. в общей сложности в шесть этапов на Кубань было переселено свыше 17 тысяч, как семейных, так и бессемейных черноморских казаков. «Они положили начало украинскому заселению кубанских земель. Первым черноморским кошевым был Харько (Захар) Чепега». А в Одессе в 1794-1797гг. была сформирована «Черноморская казачья команда», которая приняла участие в строительстве города и порта. После смерти Екатерины II эта команда была ликвидирована. Черноморцы остались в Одессе и поселились на Пересыпи, со стороны Херсонской дороги, в Коминтерновском районе Одесской области. Сегодня эти места называются улицами Черноморского казачества, атаманов Антона Головатого и Захария Чепеги. Эти данные легко найти в «Плане топографическом и гидрографическом крепости, города и порта Одесского в каковом состоянии ныне находится», который был составлен 1-го января 1797г.
Мне посчастливилось принять участие в первом Всероссийском съезде регионоведов в Санкт-Петербургском университете и в Научной конференции в Краснодаре, которую проводили потомки переселенных запорожских казаков на Кубань — краевая общественная организация «Содружество Кубань-Украина». Кубанцам удалось сделать невозможное: по старым архивным данным восстановить уникальный исторический документ: «Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII века». Эти материалы пофамильной переписи казаков Черноморского казачьего войска за 1794 г. Издание осуществлено в рамках краевой целевой программы в честь «70-летия образования Краснодарского края и 215-летия освоения казаками кубанских земель». События, происходившие более двух веков назад, не перестают привлекать внимание нынешнего поколения ученых и краеведов, а тем более прямых потомков казаков. В настоящее время становится отчетливо ясно, что без пробуждения исторической памяти, возрождения национального самосознания, духовных традиций невозможно возвращение к истокам.
Эта публикация переписи казаков за 1794г. имеет огромное значение как для изучения истории Войска Черноморского, так и для углубленного познания кубанцами истории своей малой родины, требует уважения и заставляет гордиться предками, осваивавшими необжитой край в крайне тяжелых условиях. Издание подготовлено специалистами Управления по делам архивов Краснодарского края, при участии ученых факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета, кандидатов исторических наук, доцентов кафедры дореволюционной отечественной истории: В.П.Громова (атамана Кубанского казачьего войска) и A.M. Авраменко (члена Научного общества им. Т.Шевченко). В этой трудоемкой работе также приняли участие Б.Е.Фролов, заведующий отделом истории Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Филицына и председатель Краснодарской краевой общественной организации «Содружество Кубань — Украина» Ирина Скибицкая.
Я благодарю судьбу за то, что в моей жизни состоялось знакомство с этими творческими людьми, людьми, которые беззаветно любят свой край и свою историю, отдают много сил для изучения и сохранения культурного наследия своих украинских корней.
Известный французский инженер и картограф XVII века Гийом Левассер де Боплан, обладатель титула Королевского инженера и географа Николя Сансона, исследовал в XVII веке Подольское воеводство, устья Днепра и Днестра.
В конце 20-х в начале 30-х годов XVII века Гийом де Боплан был приглашен польским королем Сигизмундом III на службу в Польшу как старший капитан артиллерии и военный инженер. Появление и длительное пребывание Гийома де Боплана в границах Южной Руси было тесно связано с теми планами и мероприятиями, которые осуществляло тогда польское государство для защиты от врагов своих южных и юго-восточных окраин. Усиление соседей, особенно Османской империи, которая с каждым годом продвигала свои границы все дальше и дальше, а также регулярные набеги крымских татар и казаков, сильно беспокоили польское правительство.
На протяжении 17 лет он путешествовал с одного конца Украины в другой, находя места для возведения крепостей и разного рода преград для задержания врага. Особенно много работал Боплан над возведением укреплений в приграничной со степью полосе днепровского правобережья, которая прикрывала собой с юга польские земли. Кроме правой стороны Днепра, Боплан часто бывал и на левой стороне реки — с той же самой целью. Подыскивая удобные для укреплений места, Боплан хорошо познакомился с топографией, этнографией, бытом и положением Украины, ближайших к ней местностей и составил об этом интересные заметки
Вернувшись на родину в Руан, Боплан занялся обработкой того материала, который был им собран в Южной Руси, и составлением записей о крае, где он провел много времени. Один из известнейших картографов XVII века, Боплан сделал первый вариант генеральной карты Украины в 1639г. Первое издание генеральной карты Украины «Общий план Диких полей», а проще говоря Украины было напечатано в Данциге в 1648г. На карте отображены 1293 объекта, в том числе 993 названия населенных пунктов и 153 названий рек.
Описание Украины французским воином, инженером, математиком и картографом XVII столетия, служившему двум королям — французскому и польскому в 20-е-70-е годы, содержит всестороннюю характеристику экономики, быта и нравов украинского народа, в особенности казачества, им подробно описаны днепровские пороги и др.
«Описание Украины» Боплана впервые открыло Украину для западного читателя, вызвало большую заинтересованность в Европе: книга была переведена на английский (1704г.), немецкий (1780г.), польский (1822г.), русский (1832г.) языки.
Картографическое наследие Гийома Лавассера де Боплана интересно именно тем, что французский инженер разработал карты, на которых
впервые в истории мировой картографии появилась территория с надписью «Украина».
Практически все историко-географические труды французского инженера Г. Боплана об Украине были собраны, обработаны и показаны в выставочном зале Российского Центра науки и культуры в Киеве. На экспозиции были представлены Первая географическая и топографическая карты в натуральную величину (Специальная и Генеральная карты Боплана), атлас первых карт Украины, первая карта Киевского воеводства.
В XVII веке в 20-70 гг. именно французский картограф Боплан впервые обозначил на карте Тилигульское озеро с тонкой ленточкой выходящей из него речушки. На этой карте Ананьев еще не обозначен. А потому более достоверного источника, чем донесение Бугогардовского полковника Андрея Кайнаша в 1767г., мы не знаем — его можно считать действительным началом летописи Ананьева...После взятия Хаджибея, с одобрения Г.Потемкина, де Рибас принимается за осуществление своей идеи по поднятию военных лодок, затопленных турками и созданием Черноморской морской гребной флотилии. Его неизменными помощниками и тогда, и в последствии были черноморские казаки, shy;тельством кошевого атамана Петра Калнышевского на Очаков и Хаджибей в июне и июле 1770г. Тогда 29 июня (по старому стилю) на берегу Тилигульского лимана отмечали казаки день Петра и Павла raquo;.В конце 20-х в начале 30-х годов XVII века Гийом де Боплан был приглашен польским королем Сигизмундом III на службу в Польшу как старший капитаbr /н арс которыми де Рибаса связывала давняя и проверенная дружба. При отчаянной схватке за остров Березань де Рибас во время подоспел на помощь отряду Антона Головатого, те в ответ, в ноябре того же года, конным отрядом Захария Чепеги совершили смелый рейд под Хаджибей, где уничтожили крупные продовольственные склады. Черноморская флотилия была создана в конце 1789г. и покрыла себя неувядаемой славой действиями на Дунае, а также самым активным участием во взятии Измаила в декабре 1790г.
КОЛЬЧЕВА Людмила Наумовна