в АнаньевеИстория Ананьева → Казацкая версия возникновения Ананьева
автор: Л. Кольчева

Казацкая версия возникновения Ананьева

  4066  

 

По одной из версий, которая на данный момент трактуется официальными органами власти г. Ананьева, в 1753г. на месте сегодняшнего Ананьева возникла слобода, которую основал запорожский казак Ананий.

В середине XVI в. зарождается украинское казачество, центром которого становится Запорожская Сечь — важнейший плацдарм антиосманской, антиполь­ской и антитатарской борьбы. Стремление казаков к самозащите от набегов та­тар привело к возникновению казацких крепостей. Общеизвестно, что столицей казацких вольностей, куда казаки обращались своим сердцем и помыслами, и где находился цвет казачества, была Запорожская Сечь. Сечи, как центры Воль­ностей Войска Запорожского, всегда располагались в пределах Великого Луга Запорожского, меняя только свои места, переходя из одного в другое (на рас­стоянии 5-20 километров от прежней сечи).

Черноморские пластуныЛегендарный днепровский остров Хортицу, возле Запорожья, в Украине зна­ют все. Но, оказывается, о нем было известно и византийским императорам. Вот что писал об этом острове византийский император Константин Багрянородный (946-953 н.э.). «Пройдя Карийский перевоз, русы причаливают к острову, кото­рый носит имя Святого Георгия. На этом острове они приносят свои жертвоприно­шения. Там стоит огромный дуб...». Лежит знаменитый остров Хортица на одном из главных торговых путей, проходящих по Украине. Здесь в древние времена велась торговля славян с греками. Здесь находилось языческое святилище, а тот самый священный дуб, о котором пишет Константин Багрянородный, достоял до 1871г. и засох от старости — ему было около двух тысяч лет! И где-то здесь, на Хортице, окруженный на Черной скале печенегами, пал в бою легендарный князь Святослав...

Остров расположен в месте, где Днепр делится на зону порогов и зону плав­ней. Поэтому с глубокой древности он был естественным местом отдыха для тор­говцев, воинов, путешественников, преодолевших опасную зону днепровских порогов. Нередко он служил пристанищем и княжеским дружинам. Например, в летописи говорится, что в 1103 году князья Давид Всеславич, Мстислав Игоре­вич, Вячеслав Ярополчич и Ярополк Владимирович «...поидоша на коних и в лодьях, и приидоша ниже порог и сташа в протолчех и Хортичьем острове». Лето­писные известия подтверждаются и археологическими находками. В X-XIV веках на острове существовала небольшая русская крепость, известная из летописей под названием Протолче. Археологи находят на месте поселения остатки про­сторных «дружинных» жилищ, землянок, множество различных предметов Х-ХН и XIII-XIV веков.

Первой из известных Запорожских Сечей была Хортицкая, которая существо­вала в 1553-1557 (по другим данным в 1556-1557) годах. Хортицкая Сечь была создана при активном участии гетмана запорожцев Дмитрия Вишневецкого, по­лучившего прозвище Байда, человека незаурядной и яркой судьбы. Хортицкая Сечь сыграла важную роль в подготовке походов против татар и турок, но в конце лета 1557г. была захвачена и полностью разрушена многотысячным войском крымского хана Девлет-Гирея.

Но даже под турецко-татарской властью Хаджибей (Одесса) остается одним из главных мест добычи соли. Предводители казачества прекрасно понимали значе­ние этих территорий для успеха своего дела и намеревались создать здесь казац­кое государство, для чего, в первую очередь, необходимо было вытеснить турок за Дунай и посадить на молдавский престол лояльного к казакам господаря. Та­кое казацко-молдавское государство пытались создать основатель Сечи Дмитро Байда-Вишневецкий в 60-ые годы и казацкий предводитель Иван Подкова в 70-е годах XVI столетия. А казацкий гетман Северин Наливайко в 90-х годах, того же столетия, предполагал образовать автономную казацкую республику в составе Речи Посполитой.

Победа казаков в годы освободительной борьбы украинского народа в 1649 году над польскими войсками под Зборовом позволила заключить договор, по ко­торому власть казацкого гетмана признавалась польским королем в трех воевод­ствах Речи Посполитой: Брацлавском, Киевском и Черниговском. Зборовский мир стал первым документом, по которому признавалось существование украинского государства на правах автономии Речи Посполитой.

Согласно исторической справке от 08.09.06, за №0066087 Декана историче­ского факультета ОНУ им. И.И. Мечникова, кандидата исторических наук, до­цента Кушнира В.Г. «...воспоминания о стычках казаков с татарами на Тилигуле начинаются с XVI столетия» (письма польского гетмана Жолкевского).

Из «Истории Руссов или малой России» Георгия Конинского мы узнаем, что на территории вблизи Тилигульского лимана бывали: атаман Иван Сирко, во вре­мя своих походов на татар через Тилигул и Куяльники в 1665 и 1672 гг., чтобы отомстить за набеги на Украину; фастовский полковник Семен Палий совершил здесь свой боевой подвиг — в апреле 1691г. он разгромил татарский обоз. По данным Энциклопедии украиноведения в период с 1696 по 1712гг., бывший се­кретарь Ивана Мазепы Петрик Иваненко был гетманом Ханской Украины, которая находилась на территории между Бугом и Днестром (татарская Белгородщина).

В XVIII столетии во время русско-турецких воин значительные силы запорож­цев выполняли самые сложные задания. В русско-турецкую войну 1735-1739гг., запорожская флотилия проходила через Хаджибейскую (Одесскую) затоку во время морских походов от Днестра до Днепра. Именно этим путем, во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. корабли запорожцев вышли к Дунаю.

Вскоре, летом 1709г. в поисках помощи пришел на Хаджибей и гетман Иван Мазепа, вместе со своими шведским союзникам Карлом XII и отрядом казаков, которые спасались после поражения под Полтавой, передвигаясь по дороге от Очакова, тянущейся вдоль моря. Согласно данным историка Ф.Лугаса, они пе­решли Тилигульский лиман 16 и 17 июля 1709 года и отдыхали в районе нынеш­него жилмасива Котовский и одесской Пересыпи.

Немало раз были под Тилигульским лиманом запорожские казаки во время военных операций русско-турецкой войны 1768-1774гг. Например, во время по­хода войск О.Прозоровского и главных сил Войска Запорожского под предводи­тельством кошевого атамана Петра Калнышевского на Очаков и Хаджибей в июне и июле 1770г. Тогда 29 июня (по старому стилю) на берегу Тилигульского лимана отмечали казаки день Петра и Павла — именины своего кошевого атамана.

В 1771г., по словам А.Скальковского, 24 августа, 15 сентября и 9 октября запорожский кошевой П.Калнышевский во главе 6-тысячного отряда казаков «...имел три жестоких и славных дела с врагом возле Очакова и Хаджибея», за что Екатерина II пожаловала запорожцам «похвальную грамоту».

Ликвидация царизмом Запорожской Сечи состоялась в 1775 году.

При въезде в Ананьев огромный рекламный щит убеждает нас, что все же «... в 1753г. основал Ананьев запорожский казак Ананий. На Сечи его прозвали Безпальком — за потерянный в бою палец. Именно это и стало причиной того, что казак вынужден был сменить саблю на орало, избрав для поселения богатые земли у реки, которую турки называли Тили-Гюль (Тилигулом)».

Однако, автор книги «История новой сечи» А. Скальковский однозначно утверждает, что « ...в столетнем периоде, между 1670 и 1770гг., славное запорожское войско занимало обширный простор земель, что находилось в Екатери-нославской и Херсонской губерниях, за исключением Одесского, Тираспольского и Ананьевского уездов — в области между Бугом и Днестром».

Описание вышеупомянутых событий об освободительной борьбе украинского народа относится ко времени, которое официально признается историками и краеведами Ананьева, как время, когда казак Ананий в 1753г. привел к реке Тилигул в районе Ананьева свой небольшой отряд, часть из которых приняли решение остаться здесь навсегда. Однако, запорожские казаки были очень вольнолюбивым и дерзким народом, а потому в то, что казак Ананий с частью казачьего отряда принял такое решение в разгар событий, которые в истории казачества признают­ся событиями национального значения, верится с трудом...

Какое объяснение можно противопоставить этому заключению?

Как указывал известный историк и философ П.М.Бицилли: «... украинизаторы присваивают Украине козачество, истолковывая козаческое, как «националь­ное». Легенда о «козацкой нации» уже получила, к слову сказать, некоторое распространение и в Европе. Один, довольно известный, теоретик национального вопроса. Van Gennep в своей книге «Traite des nationalir.es» (1923г.)... утвержда­ет, например, что « ... козаки, действительно нация, но отдельная от украинцев. Украинцы без сопротивления подчинились Москве, доказав тем свое христиан­ское смирение исконно-православного народа, тогда как козаки с Москвою боро­лись. Это потому, что козаки — не русские, не малороссы и вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки».

В таком случае, рассмотрим еще одну версию...-
В первой половине XIII в. явились татары, опустошившие весь край и времен­но образовавшие ногайское ханство (XIII в.).

Около 1400 г. великий князь литовский Витовт распространил свое влады­чество до низовьев Днепра и Днестра, далее до Черного моря и настроил здесь укреплений. В половине XV века образовалась могущественная Перекопская орда, и крымские татары захватили значительную часть местности по Днепру, построили города и начали борьбу против поляков. В конце XV или в самом нача­ле XVI веков образуется вольная община запорожских казаков, в состав которой входила вся восточная часть нынешней Херсонской губернии.

Русские войска впервые появились здесь в 1556г., но только в XVIII столетии русское правительство стало воздвигать линию крепостей и только в 1741г., по «Инструменту, заключенному на Великом Ингуле» с турками, были прочно установлены границы русских владений. В 1764г. была образована обширная Новороссийская губерния: «... в 1772г. возвратились бежавшие, было, в Турцию 1242 семейства русских раскольников, а затем пришло вновь значительное количество молдаван».

Из официальных исторических документов мы узнаем, что по Ясскому догово­ру с Турцией (1791г.) в состав нынешней Херсонской губерния вошла Очаковская область, со многими «ханскими слободами», заселенными русскими выходцами и молдаванами. После 1791г. молдавское население увеличилось переселени­ем многих молдавских бояр и чиновников, пожалованных землями за службу во время войны с Турцией и набиравших себе поселян частью из Украины, частью из прежней своей родины, что подтверждает историк А.Скальковский: «... осно­вателями современного Ананьева были все же молдавские переселенцы».

Слободская Украина — историческая область, входящая в XVII-XVIII столе­тиях в состав Российского государства. Материал из Википедии — свободной энциклопедии: «Слобода — отдельные поселения или группа поселений, в том числе около города-крепости, в истории России, Беларуси и Украины, населе­ние которых временно освобождалось от государственных повинностей, отсюда название слобода, т.е. свобода». Первоначально поселенцы освобождались от уплаты податей и воинской повинности. Многие из таких поселений были новы­ми осваиваемыми землями, в первую очередь казаками.

Однако, вместе с этим необходимо заметить, что в XVIII веке также отмечались значительные передвижения ногайских племен в связи с походами крымских и калмыцких ханов. Картина расселения ногайцев значительно изменилась после ликвидации Крымского ханства в 1783г. и русско-турецкой войны 1787-1791гг.

Еще в начале XVIII столетия в Очаковскую область перекочевала, теснимая казаками из приазовских степей Едисанская Орда ногайских татар. И Буджакская, и Едисанская Орда подчинялись Крымскому хану, а тот в свою очередь был вассалом турецкого султана и пользовался его поддержкой в постоянных набегах на южно­русские земли. «Татары ногайские, — писал в начале XVIII столетия секретарь ан­глийского посольства в Турции Рикот, — совершают набеги, захватывают пленников и продают их туркам. Их города и деревни паче построены шалашами, устроенными из палок, из хворосту плетенного, накрытым вретищами волосяными».

В 1728г. по приказанию Крымского хана Едисанские ногайцы основывают ряд поселений между Бугом и Днестром, объединенных в Дубоссарский каймакам. Одно из таких стойбищ на левом берегу Днестра, напротив Бендерской крепости, основал едисанский род Едичкулы. По-видимому, этот шаг Крымского хана был предпринят как противодействие начавшейся русско-украинско-молдавской стихийной колони­зации низовьев Днестра. В 1740-е годы в левобережном Приднестровье образуется ряд поселений со смешанным населением. На карте австрийского топографа Бауэ­ра, сохранившейся в фондах Одесского краеведческого музея, мы встречаем зна­комые нам, но несколько искаженные названия: «Барканы» — Парканы, «Карагач» — Карагаш, «Сугаклея» — Суклея. Эти поселения, называвшиеся «ханскими слободами», явились ярким примером народной колонизации Северного Причерноморья. Она началась намного раньше, чем здесь появились первые русские полки.

С другой стороны, до XV века на холме при впадении Мертвовода в Южный Буг располагалась турецкая крепость Чичаклей. В начале XV века, в период рас­ширения владений Литовского княжества крепость была захвачена литовцами и названа Соколец. Потом крепость перешла к Польше. Позже крепость успешно взята запорожскими казаками. В начале XVIII века на этом месте основан ка­зацкий зимовник Соколы, входивший в состав Бугогардской паланки. Переправа возле этого места называлась Соколиной (ныне Вознесенск).

На Буге, в урочище Запорожский гард, находилась казацкая слобода Гард. Свое название слобода, как и урочище, получила от Гарда — места ловли рыбы и рыб­ного завода, построенного запорожскими казаками еще в XVI столетии. Гард стоял на важном торговом пути и соединял торговлю запорожских земель с Польшей и Крымом. Кроме одного из главных торговых путей. Черного, тут проходил еще и Гардовый, а также еще два других (от Гарда) — Сечевой верхний и Сечевой ниж­ний. По ним двигались многочисленные купеческие караваны и чумацкие обозы.

Среди многих переправ через Буг переправа возле Гарда была одной из важ­нейших до конца XVIII столетия. В самом урочище была лодочная, а напротив острова Великого — паромная переправа. В XVIII столетии возле переправы был построен приграничный вооруженный пост (или паланка) названный Бугогардским. Когда возникла Бугогардовская паланка — неизвестно. По предположению Д.Яворницкого, земли запорожских казаков были поделены на паланки в 1743 г., после возвращения запорожцев из-под власти крымского хана в Россию. А т.к. Бугогардовская паланка была одной из первых, то появление ее можно отнести к этому периоду. На вопрос, что такое Бугогардовская паланка, кошевой Алексей Билецкий 4 августа 1760г. отвечает: «В урочище Гард запорожские казаки, пре­жде всего, и ныне ежегодно в летнее время, для ловли рыбы, отправляются из Сечи и из зимовников, и тамо чрез все лето даже до самой осени находятся».

А.Скальковский описывает, что: «... в Бугогардовской паланке сел не было, но тут находились значительные запорожские команды для охраны границ и рыбно­го промысла. Размещались казаки в 50 куренях, двух домах и десяти землянках. На территории паланки были зимовки: в урочище Соколы, Вербовом, Балацком, Мигеи, Корабельном, Громоклии (Ананьевского и Елисаветградского уездов).

На Гард постоянно нападали поляки, татары и турки. В 1740г. отряды казаков польского графа Потоцкого, которыми командовал предатель Сава Чалый, вар­варски разрушили Гард, но запорожцы отстроили его снова».

Командование Бугогардовской паланки дважды отправляло своих старшин (1764 и 1767гг.) в так званные «ханские слободы», которые были за Бугом, что­бы узнать, кто же там живет и какими людьми заселены?

В 1767г. Бугогардовский полковник Андрей Кайнаш отправился в экспедицию с целью описать украинские поселения за Бугом. Из исторических источников мы узнаем, что во время этого путешествия он подвергался нападению и чуть не был убит ногайцами. В своем описании полковник Андрей Кайнаш подчеркивает национальную пестроту ханских слобод и сообщает, что в них живут: «... волохи (т.е. молдаване) и жиды, и, почитай, в большую половину народа такого, как и малороссийский». В новых селениях не платили никакой повинности, а в старых, подчиненных Дубоссарскому каймакаму, платили в год «... со всякого прибытка скотского и промышленного десятую долю».

Олег Губарь в статье «Я помню Ананьевский порт» утверждает, что «... давний ногайский аул, получивший в середине XVIII столетия название Анани или Ананьево, правомерно причислять к экспортам. Материалы, собранные Геродотом Новороссийского края А.Скальковским, свидетельствуют о том, что «... были так­же слободы Ананьево и Палеево Озеро, в 1750-х годах основанные. Насколько известно, самыми первыми жителями слободы были молдаване-скотоводы, при­гнавшие сюда тучные стада под предводительством некоего Анания. Вскоре по­селились в этих местах и украинцы, также «отстёгивавшие» определённый ясырь местному каймакану, т.е. турецкому наместнику».

Согласно условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774г. грани­ца России передвигалась на реку Буг. Земли между Бугом и Днестром по-прежнему входили в Крымское ханство, но при условии, что должны были оставаться пу­стыми. Между тем Турция не собиралась отказываться от Очаковской земли. Она стала поощрять переселение туда татар-ногайцев. В европейских странах ту­рецкие дипломаты настойчиво проводили идею о том, что Очаковская область — исконно татарская земля. Крымский хан Шагин-Гирей в 1777г. в своем письме убеждал князя Прозоровского, что населенные пункты в левобережье Днестра издревле принадлежат татарам. Несмотря на русско-турецкое соглашение, в период мирной передышки возобновилась народная колонизация Днестровско-Бугского междуречья. Рядом с татарами снова стали селиться русские, украинцы, молдаване и евреи.

Впервые изображение крестов, как атрибута похоронного обряда встречается в Украине на белокаменных княжеских саркофагах ХІ-ХІІ столетий. И.Сапожников считает, что казаки, которые отличались целой чередой этнографических призна­ков от остального населения Украины, возродили старую великокняжескую тради­цию увековечивания памяти своих небожителей именно каменными крестами.

В 1836 и 1845 гг. в Запорожье побывал один из первых историков украинского казачества А.Скальковский. Во время этого путешествия исследователь сделал опись целого ряда казацких крестов и других древностей возле Чертомлыцкой Сечи. Значительным достижением в изучении надмогильных казацких сооруже­ний стала огромная научно-исследовательская работа, которую провел в Запо­рожье в конце XIX — в начале XX столетий и Д.Яворницкий.

В конце 80-90-х годов XX столетия известный одесский историк, профессор Анатолий Бачинский обратил внимание на то, что множество каменных крестов из ракушечника, которые стоят на кладбищах в десятках сёл вблизи Одессы, безусловно, являются казацкими. В 2006 году профессор Елена Бачинская совместно с казаками Черноморского гайдамацкого объединения Украинского казачества про­извела поисковые работы в девяти сёлах Коминтерновского района вдоль берега Тилигульского лимана. Цель экспедиции — найти и описать каменные кресты на кладбищах сёл Коминтерновского района Одесской области. Было выявлено 350 крестов и надгробных памятников конца XVIII - середины XX столетия. И стоят они как хранители национальной памяти казацкой славы Украины.

На Ананьевском кладбище таких казацких крестов мы не встречали, т.е. ка­зацких захоронений там нет. Однако найдены остатки Мусульманской мечети и мусульманского кладбища возле Одесской горы, вблизи которых позже разме­стилось и еврейское кладбище. Я знаю, что потомки рода Флоринских именно по надмогильным плитам этого кладбища восстановили свой род.

Какими историческими событиями мы можем объяснить появление такого множества казацких могил в районе Тилигульского лимана в Коминтерновском районе Одесской области?

После русско-турецкой войны 1787-1791 гг., вначале августа 1788г. черномор­цы под предводительством кошевого атамана З.Чепеги за указом князя Григория Потемкина начали проводить разведывательные рейды в сторону Хаджибея, 17 ноября 1788г. совершили нападение на продовольственные склады Хаджибея, за что Захарий Чепега был удостоен ордена св. Георгия IV степени (по данным, опубликованным Е.Д.Фелицыным в одном из номеров «Кубанского сборника»).

Черноморские казаки, под предводительством Захария Чепеги и Антона Головатого имели свои позиции и пикеты на берегах Тилигульского лимана весной и в конце лета 1789г. От берегов Тилигульского лимана 6 полков Черноморского казачества и 2 батальона регулярных российских войск под руководством де Рибаса пошли на штурм Хаджибея, который завершился успешно 14 сентября 1789г.

После взятия Хаджибея, с одобрения Г.Потемкина, де Рибас принимается за осуществление своей идеи по поднятию военных лодок, затопленных турками и созданием Черноморской морской гребной флотилии. Его неизменными помощ­никами и тогда, и в последствии были черноморские казаки, с которыми де Рибаса связывала давняя и проверенная дружба. При отчаянной схватке за остров Березань де Рибас во время подоспел на помощь отряду Антона Головатого, те в ответ, в ноябре того же года, конным отрядом Захария Чепеги совершили сме­лый рейд под Хаджибей, где уничтожили крупные продовольственные склады. Черноморская флотилия была создана в конце 1789г. и покрыла себя неувядае­мой славой действиями на Дунае, а также самым активным участием во взятии Измаила в декабре 1790г.

18 октября 1790г. гребные корабли Иосифа де Рибаса соединились с военными казацкими кораблями Антона Головатого и вместе пошли на Дунай. Там украинские казаки получили лавры победителей при взятии Сулимской затоки, Тульчи, Исакчи, штурма Измаила. Победа Черноморцев на Дунае в значительной мере приблизили окончание войны и окончательный переход Хаджибея под власть России.

После славного взятия турецких крепостей Очакова, Измаила и Хаджибея (Одессы), сражаясь рядом с де Рибасом и Г. Потемкиным, казаки участвовали в освобождении территорий от Днестра до Южного Буга. Так за Ясским мирным договором 1791г. Хаджибей и все побережье Черного моря, между Южным Бугом и Днестром перешло под власть Российской империи.

В марте 1790г. Главнокомандующий русской армией в русско-турецкой войне 1787-1791гг. князь Григорий Потемкин за службу выделил черноморским каза­кам земли между Бугом и Днестром. После смерти князя Г.Потемкина в 1791г. казаки остро почувствовали всю шаткость своего положения, т.к. никаких юри­дических оснований на эти земли они не имели. С ноября месяца 1791г. войско­вое руководство начинает активно ходатайствовать о выделении новых земель в Еникольском округе и на Тамани.

В правительстве как раз прорабатывались проекты военно-казачьей колони­зации земель правобережной Кубани. 30 июня 1792г. последовал именной указ Сенату «О пожаловании Черноморскому войску острова Фанагории с землями. Между Кубанью и Азовским морем, лежащими». В этот же день Императрица под­писала и особую грамоту на пожалованные земли. В монографии краснодарских краеведов С.Кирюшина и Б.Фролова «Гребная флотилия Черноморского казачье­го войска», утверждается, что «...переселение черноморских казаком на Тамань планировалось правительством еще задолго до вручения А.Головатому высочай­шей грамоты от 30 июня, но было приостановлено до получения надлежащих сведений о Кубанской земле».

Одной из исторических особенностей Российской империи выступают постоян­ные колонизационные процессы, тесно связанные с социально-экономическим, политическим и духовным развитием страны. Интенсивное освоение южных, восточных и северных окраин русским землепроходцами, отважными казаками и крестьянами постоянно находятся в сфере научного интереса, а потому являются одной из важных и актуальных в исторической науке. Основной колонизацион­ной силой на юго-востоке страны было казачество — донское, черноморское.

терское, и роль главную его государство сводило главным образом к завоеванию новых территорий.

В 1792-1793гг. в общей сложности в шесть этапов на Кубань было переселено свыше 17 тысяч, как семейных, так и бессемейных черноморских казаков. «Они положили начало украинскому заселению кубанских земель. Первым черномор­ским кошевым был Харько (Захар) Чепега». А в Одессе в 1794-1797гг. была сфор­мирована «Черноморская казачья команда», которая приняла участие в строитель­стве города и порта. После смерти Екатерины II эта команда была ликвидирована. Черноморцы остались в Одессе и поселились на Пересыпи, со стороны Херсонской дороги, в Коминтерновском районе Одесской области. Сегодня эти места называ­ются улицами Черноморского казачества, атаманов Антона Головатого и Захария Чепеги. Эти данные легко найти в «Плане топографическом и гидрографическом крепости, города и порта Одесского в каковом состоянии ныне находится», который был составлен 1-го января 1797г.

Мне посчастливилось принять участие в первом Всероссийском съезде регионоведов в Санкт-Петербургском университете и в Научной конференции в Красно­даре, которую проводили потомки переселенных запорожских казаков на Кубань — краевая общественная организация «Содружество Кубань-Украина». Кубанцам удалось сделать невозможное: по старым архивным данным восстановить уникаль­ный исторический документ: «Первая перепись казаков-переселенцев на Кубань в конце XVIII века». Эти материалы пофамильной переписи казаков Черноморского казачьего войска за 1794 г. Издание осуществлено в рамках краевой целевой про­граммы в честь «70-летия образования Краснодарского края и 215-летия освоения казаками кубанских земель». События, происходившие более двух веков назад, не перестают привлекать внимание нынешнего поколения ученых и краеведов, а тем более прямых потомков казаков. В настоящее время становится отчетливо ясно, что без пробуждения исторической памяти, возрождения национального самосознания, духовных традиций невозможно возвращение к истокам.

Эта публикация переписи казаков за 1794г. имеет огромное значение как для изучения истории Войска Черноморского, так и для углубленного познания кубанцами истории своей малой родины, требует уважения и заставляет гордиться предками, осваивавшими необжитой край в крайне тяжелых условиях. Издание подготовлено специалистами Управления по делам архивов Краснодарского края, при участии ученых факультета истории, социологии и международных отношений Кубанско­го государственного университета, кандидатов исторических наук, доцентов кафе­дры дореволюционной отечественной истории: В.П.Громова (атамана Кубанского казачьего войска) и A.M. Авраменко (члена Научного общества им. Т.Шевченко). В этой трудоемкой работе также приняли участие Б.Е.Фролов, заведующий отде­лом истории Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е.Д. Филицына и председатель Краснодарской краевой общественной организации «Содружество Кубань — Украина» Ирина Скибицкая.

Я благодарю судьбу за то, что в моей жизни состоялось знакомство с этими творческими людьми, людьми, которые беззаветно любят свой край и свою исто­рию, отдают много сил для изучения и сохранения культурного наследия своих украинских корней.

Известный французский инженер и картограф XVII века Гийом Левассер де Боплан, обладатель титула Королевского инженера и географа Николя Сансона, исследовал в XVII веке Подольское воеводство, устья Днепра и Днестра.

В конце 20-х в начале 30-х годов XVII века Гийом де Боплан был приглашен польским королем Сигизмундом III на службу в Польшу как старший капитан ар­тиллерии и военный инженер. Появление и длительное пребывание Гийома де Боплана в границах Южной Руси было тесно связано с теми планами и мероприятиями, которые осуществляло тогда польское государство для защиты от врагов своих южных и юго-восточных окраин. Усиление соседей, особенно Османской империи, которая с каждым годом продвигала свои границы все дальше и даль­ше, а также регулярные набеги крымских татар и казаков, сильно беспокоили польское правительство.

На протяжении 17 лет он путешествовал с одного конца Украины в другой, находя места для возведения крепостей и разного рода преград для задержания врага. Особенно много работал Боплан над возведением укреплений в пригра­ничной со степью полосе днепровского правобережья, которая прикрывала со­бой с юга польские земли. Кроме правой стороны Днепра, Боплан часто бывал и на левой стороне реки — с той же самой целью. Подыскивая удобные для укреплений места, Боплан хорошо познакомился с топографией, этнографией, бытом и положением Украины, ближайших к ней местностей и составил об этом интересные заметки

Вернувшись на родину в Руан, Боплан занялся обработкой того материа­ла, который был им собран в Южной Руси, и составлением записей о крае, где он провел много времени. Один из известнейших картографов XVII века, Боплан сделал первый вариант генеральной карты Украины в 1639г. Первое издание генеральной карты Украины «Общий план Диких полей», а проще говоря Украины было напечатано в Данциге в 1648г. На карте отображены 1293 объекта, в том числе 993 названия населенных пунктов и 153 названий рек.

Описание Украины французским воином, инженером, математиком и карто­графом XVII столетия, служившему двум королям — французскому и польскому в 20-е-70-е годы, содержит всестороннюю характеристику экономики, быта и нравов украинского народа, в особенности казачества, им подробно описаны днепровские пороги и др.

«Описание Украины» Боплана впервые открыло Украину для западного чита­теля, вызвало большую заинтересованность в Европе: книга была переведена на английский (1704г.), немецкий (1780г.), польский (1822г.), русский (1832г.) языки.

Картографическое наследие Гийома Лавассера де Боплана интерес­но именно тем, что французский инженер разработал карты, на которых

впервые в истории мировой картографии появилась территория с надписью «Украина».

Практически все историко-географические труды французского инженера Г. Боплана об Украине были собраны, обработаны и показаны в выставочном зале Российского Центра науки и культуры в Киеве. На экспозиции были пред­ставлены Первая географическая и топографическая карты в натуральную вели­чину (Специальная и Генеральная карты Боплана), атлас первых карт Украины, первая карта Киевского воеводства.

В XVII веке в 20-70 гг. именно французский картограф Боплан впервые обо­значил на карте Тилигульское озеро с тонкой ленточкой выходящей из него ре­чушки. На этой карте Ананьев еще не обозначен. А потому более достоверного источника, чем донесение Бугогардовского полковника Андрея Кайнаша в 1767г., мы не знаем — его можно считать действительным началом летописи Ананьева...После взятия Хаджибея, с одобрения Г.Потемкина, де Рибас принимается за осуществление своей идеи по поднятию военных лодок, затопленных турками и созданием Черноморской морской гребной флотилии. Его неизменными помощ­никами и тогда, и в последствии были черноморские казаки, shy;тельством кошевого атамана Петра Калнышевского на Очаков и Хаджибей в июне и июле 1770г. Тогда 29 июня (по старому стилю) на берегу Тилигульского лимана отмечали казаки день Петра и Павла raquo;.В конце 20-х в начале 30-х годов XVII века Гийом де Боплан был приглашен польским королем Сигизмундом III на службу в Польшу как старший капитаbr /н арс которыми де Рибаса связывала давняя и проверенная дружба. При отчаянной схватке за остров Березань де Рибас во время подоспел на помощь отряду Антона Головатого, те в ответ, в ноябре того же года, конным отрядом Захария Чепеги совершили сме­лый рейд под Хаджибей, где уничтожили крупные продовольственные склады. Черноморская флотилия была создана в конце 1789г. и покрыла себя неувядае­мой славой действиями на Дунае, а также самым активным участием во взятии Измаила в декабре 1790г.

КОЛЬЧЕВА Людмила Наумовна