г. Ананьев, Одесская область
В Украине → Олигархическая экономика неэффективна и исторически тупиковая
10
янв 2014

Олигархическая экономика неэффективна и исторически тупиковая

Валерий МунтянДелегацию украинских экспертов, которая подготовила к подписанию декабрьские соглашения с Россией, возглавлял Валерий Мунтиян. Его титулы звучат так: правительственный уполномоченный по вопросам сотрудничества с РФ, государствами-участниками СНГ, ЕврАзЭС и другими региональными объединениями. А еще - секретарь комитета по вопросам экономического сотрудничества украинская - российской межгосударственной комиссии, доктор экономических наук, профессор, членкор НАНУ.

В Украине Мунтиян известен как сторонник "русского" ​​пути развития Украины. Его идеологическим соперником является другой заместитель министра экономики - Валерий Пятницкий, который работает в "европейском" направлении.

Мунтиян - одна из ключевых персон по последних украинских - российских соглашений. Именно он готовит их основу и обоснование, и прорабатывает технические детали. Рейтинговая пресса по - разному оценила эти усилия от "слияния позиций Украины " до "бесспорного прорыва".

- Начнем по стратегическим вопросам. Почему сорвано подписание соглашения с ЕС? Кто решил изменить внешнеполитический вектор на сближение с Россией?

- Суть данных вопросов не должна сводиться к противостоянию. Украина заинтересована в рынках обоих объединений. Распространена идея о том, что мы сконцентрировались исключительно на сближении с Европой, а к концу года изменили направление на противоположное и бросились в объятия России, глубоко ошибочно.

Интенсивная подготовка к декабрьским решений велась более года, причем в обоих направлениях: и ЕС, и МС. Аналитические и расчетные данные готовились несколько лет: они доступны с 2008 года и ранее. Однако на запланированных условиях подписать договор о ЗСТ с ЕС с экономической точки зрения для Украины было бы невыгодно.

Пакет документов о сотрудничестве мы подписали в рамках "Шестого заседания российско - украинской межгосударственной комиссии". На это работали четыре комитета и 13 подкомиссий комитета по вопросам экономического сотрудничества.

Еще 15 октября 2013 в Калуге, на десятом заседании комитета по вопросам экономического сотрудничества с участием двух премьер -министров был составлен протокол, который дал обоим министерствам экономического развития четкие задачи.

В протоколе указано: "Завершить работу по подготовке" дорожной карты "по регулированию торговых ограничений и провести двусторонние консультации по регулированию вопроса поставок украинской продукции на территорию Российской Федерации". Вскоре согласованно и дату консультации: 2 декабря 2013.

То же касается и "европейского вектора", над которым правительство продолжает работать. Все зависит от того, на каких условиях мы вступаем в международные соглашения, какие найдены компенсаторы, гарантии, период даны на адаптацию, какие рынки будут открыты, сохранится эквивалентность товарного обмена.

И давние, и новые расчеты показывали, что мы будем терять по 1,5 % ВВП дополнительно в год, без учета социальных последствий, если вступать в ассоциацию с ЕС без масштабных инвестиций в реконструкцию хозяйства.

Плюс в модернизацию должны вкладывать ежегодно около 31,7 млрд долл. , а минимально допустимый уровень - не менее 16 млрд долл. .

Ко дню Вильнюсского саммита оставалась надежда договориться об условиях и механизмах, которые бы обеспечили эти вливания. К большому сожалению, этого сделано не было. ЕС ответил, что на финансовую помощь Украина рассчитывать не может.

ЕС и Россия - это базовые для Украины внешние рынки. Объем европейского рынка - 50 млрд долл. , российского - 55 млрд долл. . Итого - 65 % объема внешней торговли. Потеря любого из них - это крах. Поэтому мы должны были как-то балансировать.

Мы не могли принять решение, которое закрыло бы один из ключевых рынков. Наша экономика открыта, то есть она критически зависит от внешней торговли.

Должны исходить из реалий. В ЕС есть пять уровней экономической интеграции: ЗСТ, таможенный союз, общеевропейский рынок, экономический союз и валютный союз. Нам следует подготовиться к такой интеграции, а для этого - хотя бы сохранить то, что имеем.

- Почему именно в 2013 году вопросы внешних заимствований стало актуальным?

- Экономика Украины вошла в преддефолтное состояние. На момент подписания российско - украинских соглашений времени почти не осталось. Это не афишировалось специально, но и не было большой тайной. А что такое дефолт?

Это "каникулы " за свой счет для большинства работников государственного сектора. Это девальвация национальной валюты до критического уровня, как в Аргентине. Это прямое внешнее управление экономикой. Это банкротство значительной части предприятий, безработица и бедность подавляющего большинства населения.

Специфика в том, что кроме ужасного внутреннего состояния нашей экономики - падение промышленного производства на 5 %, ВВП минус 0,6 % по сравнению с 2012 годом, дефицит бюджета более 3 % ВВП - преддефолтное состояние было вызвано и позицией обеих наших ключевых партнеров.

На Западе Украины не получила международной финансовой помощи, на которую надеялась. Здесь самая большая проблема договору standby МВФ, от которого мы надеялись на 15 млрд долл. . Однако фонд поставил невозможные условия.

Он требовал мгновенной девальвации гривны на 25 %, а это гарантированный обвал монетарной системы, не говоря о потерях населения.

Мы должны были повысить внутренние цены на газ на 80 %, в ​​том числе на 40 % сразу, заморозить социальные выплаты, пенсии и зарплаты для балансирования бюджета. Имелся ряд "маяков", которые мы не могли выполнить физически.

Вместе мы выплатили 6 млрд долл. по прошлым займам, что уменьшило международные валютные резервы ниже критического уровня: 17 млрд долл. при норме 30 млрд долл. или при минимуме 25 млрд долл. .

Это привело к снижению кредитного уровня: процент заимствований под наши ценные бумаги на международных финансовых рынках вырос до 17%. Этого, с учетом экономического эффекта мультипликации, уже было достаточно для дефолта.

На Востоке с 14 августа был приостановлен доступ наших товаров на территорию РФ. 48 наших стратегических предприятий были внесены в "профиля риска".

Только в трубопрокатной отрасли остановились или сократили загрузку мощностей четыре завода включая современный плавильный комплекс "Днепросталь". Под угрозой увольнения оказались 18 тыс. рабочих.

В целом за восемь месяцев товарооборот с Россией упал на 25 %, и одно это уже стало шоком для экономики. Однако ситуация только ухудшалась, так как страны Таможенного союза готовились к появлению на их границах транзитных европейских товаров.

Итак, с экономической точки зрения альтернатив подписанию соглашений с Россией в Украине не было. Сейчас снято преддефолтное состояние, международные валютные резервы пополнились на 3 млрд долл. или на 17 % в течение двух суток после подписания соглашений, денежно - кредитный рейтинг Украины нормализовалось.

Более того, мы получили скидку на газ, значительный кредит и возможности для мощного развития отраслей, которые долгое время не имели заказов. Также это позволило сформировать госбюджет Украины на 2014 год.

Но подчеркиваю: это только акт "скорой помощи", вопрос выживания. Российско - украинские соглашения конца 2013 года являются скорее тактическим, чем стратегическим решением.

Превратятся они в стратегический вектор, зависит от того, как мы сформулируем нашу стратегию. Мы должны сделать это не только на тактический, но и на оперативный - три -пять лет , и на долгосрочный - семь -десять лет - периоды.

- Как Украине поможет Россия, которая сама имеет экономические проблемы?

- Экономические проблемы сегодня имеют все страны, так как продолжается мировой финансово-экономический кризис. Но их уровень, так сказать, раскрывается в сравнении.

РФ вышла на уровень 1990 года еще до начала кризиса. Украина же имеет 69,4 % ВВП от объема 1990 года. По объему ВВП Россия седьмая страна в мире - 2640000000000 долл. или 3,4 трлн долл. по паритету покупательной способности, а Украина - 176 300 000 000 дол.

ВВП в России - 23,7 тыс. долл. на душу населения, у нас - 8,3 тыс. долл. . Средняя зарплата в России - 926 долл. , в Украине - 318 долл. . ВВП в 2012 году у нас вырос на 0,2 % , в ​​России - на 3,4 % , финансовые годы они заканчивают с профицитом.

Так, в 2013 году рост ВВП России составляет всего 1,4 %, но это на фоне рецессии на 0,4 % в Евросоюзе, что тянется с 2006 года. Россия занимает третье место в мире по международным золотовалютными резервами: 524 млрд долл. . Это 14 месяцев покрытия критического импорта, в Украине - 2,2 месяца.

Кроме того, РФ еще два мощных государственные фонда, аналоги которых у нас просто отсутствуют. Россия мощно занимается инновационной сферой, в отличие от нас. В России 18 млн этнических украинского плюс 3 млн работников, крупнейший в мире объем территории и наибольший объем энергетических ресурсов. Так что представление о России как депрессивной, обтянутой колючей проволокой заснеженной "зоной", по которой носятся белые медведи, - это, мягко говоря, очень неадекватное упрощение.

- Украина не может выжить без заимствований? В чем заключаются внутренние причины такого состояния нашей экономики?

- За 22 года мы не провели никаких системных реформ. Программы наших правительств часто содержали противоположные экономические концепции и существенно на изменение параметров экономического развития не влияли. Это большая ошибка и чиновников, и ученых.

Нынешняя ситуация была просчитана в том числе с моим участием еще 15 лет назад. Варианты модернизации тоже предлагались. Сейчас мы в точке бифуркации. "Пожар" потушили, с дефолтного пике вышли, но национальной безопасности Украины не обеспечили, целостную концепцию социально - экономического развития не выработали. На это у нас остается буквально несколько месяцев.

- Некоторые специалисты считают, что экономику развалило правительство, другие - что олигархическая экономическая система. Как можно прокомментировать беспрецедентные преференции для олигархов даже в ситуации экономического коллапса? Снижены тарифы на ток для заводов Игоря Коломойского, снижены налоги на прибыль для предприятий Рината Ахметова и Дмитрия Фирташа. У вас нет ощущения, что экономику буквально разрывает несколько семей?

- Вы предлагаете демонтировать олигархическую систему? Прекрасно , я буду ваш первый помощник , тем более , что давно высказывал такие же предложения . Олигархическая экономика неэффективна, неуравновешенной, асоциальным в масштабах страны, исторически тупиковой и уязвимой с точки зрения национальной безопасности!

Сегодня же система является именно олигархической. Поэтому, принимая экономические решения, мы должны видеть по отраслям не только тех, кто их прямо или косвенно контролирует, а заводы, их поставщиков, смежные предприятия, работников, их семьи.

Мы же не можем остановить ведущие производства страны и выбросить людей на улицу. Итак, должны принимать взвешенные оптимальные решения в имеющихся условиях.

Вот пример : Россия закладывает в стоимость химической продукции газ по 147 долл. за тыс. кубометров, а наши производители - по 436 долл. . Может быть при такой " дельты " речь о справедливой конкуренции на рынке, например , минеральных удобрений? Нет.

Таким образом, надо или и дальше работать над тем, чтобы получать энергоносители по нормальной цене, или включать дотации в соответствующие бюджетные статьи.

- Разве нельзя расширить рынок Европы для нашей продукции? На то и есть ассоциация , чтобы модернизировать экономику и выровнять стандарты.

- Конечно, это имеет высокую стоимость, и пока не ясно, где это взять ресурсы. К тому же, это не гарантирует результат. Объясню на примерах. Наш Ан-70 давно признан лучшим в своем классе самолетом в мире. Скажите, почему после всех авиасалонов и демонстраций с ЕС на АН -70 не поступило ни одного заказа?

Ответ прост: эту нишу в Европе занято гораздо менее функциональным, но "своим" самолетом. Вложены огромные средства в разработку, выпуск, лоббирование, заказ. Сформирована сеть подрядчиков, посредников и контрагентов.

Кроме того, европейское законодательство защищает собственного производителя всеми возможными методами и не допустит конкурентов, ведь уровень безработицы в ЕС выше допустимого уровня. Между тем потребность российского рынка для этой модели - 300 самолетов плюс помощь выхода на рынки третьих стран.

Еще пример: стандарты, которые превратились в средство экономических войн. У нас нет стандартов на столбик для поддержания виноградной лозы, а в Европе есть.

Вы должны его купить в конкретной фирмы или самостоятельно переделать все столбики на местных виноградниках, иначе не получите сертификата на экспорт продукции. Так то столбики, а мы говорим о высокотехнологичных изделия, о всей технической документации, всех производственных процессах.

Так, в сфере услуг или торговли это сделать нетрудно, а вот для производственников, особенно при существующем коэффициента износа производственных фондов - в некоторых областях до 80 %, - риски значительно выше.

Они бы уменьшились, если бы ЕС согласился финансировать модернизацию в рамках кредитных линий. Однако такой возможности в ЕС, где только Германия и Польша чувствуют относительно стабильно, пока нет. Не менее важно другое.

Противопоставление "евразийского" ​​и "европейского" ​​путей развития для Украины - это исключительно политическая позиция. Глобализация и регионализация - это два параллельных процесса. Экономики формируются Не столько согласно границам, сколько в соответствии с транснациональными ядрами, где базой являются транснациональные корпорации.

Так вот: в процессы глобализации мы не попали, - хотя и имели неплохой шанс в 1990- х годах, - потому что не отвечаем критериям глобализированной страны. Чтобы влиться в глобальную экономику и не раствориться, не превратиться в земельный ресурс для развитых стран, нужно иметь вполне определенные параметры.

Например, монетарная база должна быть не менее 10 трлн долл. , 75 % производства должно быть в сфере услуг. Надо иметь высокий индекс глобальной конкурентоспособности, производить валового внутреннего продукта не менее 3% от мирового объема - у нас этот показатель составляет 0,2 %.

Мунтян ВалерийНадо также, чтобы страна обладала минимум тремя макротехнологиями - используемыми в мировом масштабе. У нас нет ни одного. Хотя в рамках СССР Украина обладала 17-ю такими технологиями из 23 только в военной сфере.

Мы бездарно все это потеряли! У нас нет ни одного транснациональной корпорации, тогда как в России таких двенадцать : "Роснефть" , "Газпром" , "Росникель" ...

Если мы уже пропустили глобализационный тренд и не смогли провести соответствующих структурных преобразований, то надо не самоубийством заниматься, а находить другую нишу, например, нишу регионализации. Это путь не альтернативный, а параллельный.

Глобализация одинаково влиять, но благодаря регионализации страны, не имеющие глобального потенциала, могут защититься от поглощения транснациональными корпорациями. В мире имеется более 200 региональных структур, поэтому следует искать место здесь, накапливать потенциал и решать: с тем, с этим или вообще отдельно.

- Почему Украина не имеет аналитики об экономических последствиях сближения с ЕС и Россией? Создается впечатление, что власть принимает решения спонтанно.

- Отсутствие адекватного разъяснения - это самая большая ошибка, которую только можно было предположить. Сам факт, что до последнего времени не было перевода текста соглашения об ассоциации с ЕС украинским, просто ужасно. Текста не знали ни депутаты, ни общественные лидеры, агитирующие "за" или "против " европейского выбора.

Однако это не означает, что не было профессиональной аналитики, выполненной по методикам Евросоюза. Я могу предоставить по крайней мере несколько вариантов таких исследований. И тут есть важный аспект. Редкое издание готово адекватно упрощать и доносить профессиональную информацию и математическо-экономические расчеты.

Надеюсь, что УП будет одним из таких редких изданий. Хочу проинформировать, что правительство проводило соответствующую работу, анализируя преимущества и риски обоих вариантов.

- Возглавляемый вами делегацию обвиняют в том, что она ослабила предыдущую редакцию "Дорожной карты" соглашений с Россией и сдала интересы Украины. Например, применила выражение "в рамках соответствующих процедур" вместо четких сроков отмены антидемпинговых процедур. К тому же, в сложенном вами во время переговоров документе не было четких дат. Впоследствии прилетел Юрий Бойко и настоял на возвращении дат. Вы как-то особенно уступающие в переговорах с россиянами?

- Эти обвинения несправедливы. Их причина - незнание многими журналистами и экономистами процедур оформления и выполнения международных соглашений.

Любое решение этих процедур имеет минимальный срок выполнения, потому что для его реализации мало желания сторон, нужно получить аналитику и расчеты. В предыдущем варианте указано желаемый для нас срок - до конца года. В варианте, который подписывается как общая рамочное соглашение, - " в рамках соответствующих процедур".

В процессе приобретения рамочного соглашения статуса документа, обязательного для исполнения органами исполнительной власти обеих стран и его утверждения на высшем уровне, появляются конкретные даты в соответствии с согласованными процедурами.

Мы же не можем приказать России решить вопрос в течение удобного для нас времени. К тому же, некоторые из них физически невозможно решить немедленно, до 31 декабря.

Черновики "Дорожной карты" печатались в процессе работы почти ежедневно: последний вариант согласован 16 декабря 2013 в 20 часов. Было восемь черновиков, и если их разложить хронологически, можно видеть явный прогресс для Украины, особенно в разделе "реализация специальных и антидемпинговых мер".

Если бы "эксперты", что нас критикуют, раздобыли другую черновик таблицы "Дорожной карты", они бы, например, увидели напротив многих пунктов с формулировкой "решается украинской стороной в рамках соответствующих процедур".

Это было предложение российской стороны. Это означало бы, что Украина должна снять все вопросы, которые возникают у россиян по нашей продукции. И в конечном варианте вы везде увидите формулировку "решается сторонами" .

Это означает, что Россия во многих случаях соглашается снять претензии или предлагает компромисс. Например, таможенные ограничения отменяются по украинских предприятий, имеющих статус "добросовестных поставщиков".

К украинской продукции у россиян были и логические вопросы: нарушение федерального закона о защите прав потребителей, ненадлежащее маркирование, выявления токсинов. Чтобы "снять" их , нужно время на повторные экспертизы, на восстановление сертификатов соответствия стран происхождения товара, на правовые согласования.

Поэтому во многих пунктах "карты" проставлены даты 2014 года. Ведь это не политические вопросы, а вопросы производства, логистики и контроля, которые требуют времени.

Поймите: мы не свой ​​рынок открывали перед Россией, а русский - перед нашими товарами. Собственно, "Дорожную карту" нам не Россия предоставила. Это мы ее разработали, направили, согласовали и подписали.

Все дополнительные пункты соглашений не убирала, а добавляла именно наша комиссия. Сначала - вопросы торговли, далее - по таможне, затем - тематике фитосанитарного контроля и потребительского надзора. Нам удалось эти документы подписать, спасти экономику от дефолта, а базовые отрасли производства - от остановки.

Как в таком случае мы могли что-то "ухудшить" или "сдать"? Таких нелепостей в прессе было бы меньше, если бы аналитики и журналисты работали с оригиналами документов. К чему я и приглашаю ваших экспертов и авторов.

- Почему в первом варианте "Дорожной карты" были учтены интересы Виктора Пинчука, но почти не защищались интересы других групп украинских предприятий? Почему в последствии ситуация изменилась?

- Это не так! Что касается либерализации специальных защитных мер, то все они учтены в дорожной карте по урегулированию торговых ограничений. О "вариантах" документов я только что ответил, а вот о "трубниках" скажу отдельно.

Предварительное соглашение с РФ по трубам приостановила действие с 1 июля 2012 года. Россияне же после определенного "​​провала" международных отношений с Украиной в минувшую политическую эпоху на полную мощность включили механизмы замещения импорта.

За последние годы они только в развитие трубной отрасли вложили 20 млрд долл. . Если они теперь открывают свой ​​рынок для украинских труб - а они его открывают, то до 75 % мощностей на отдельных предприятиях у них не будет загружены. Они прямо спрашивали: "Зачем нам теперь ваши трубы?". Для нас это 0,5 млрд долл. дохода в год. К тому же, если мы потеряем этот рынок, то больше не зайдем на него: там будут или Россия, или Китай. Делайте выводы.

- Какова позиция россиян на переговорах с Украиной? Какие пункты соглашений дня них критически важны, а какими они готовы пожертвовать ради главного?

- Соглашения заключены на абсолютно паритетных условиях по количеству пунктов и номенклатурой продукции. Однако по стоимости мы выиграем около 400 млн долл. .

О существенных для России поставок в Украину: флоат - стекло, нитрат аммония, автомобили, стрелочные переводы. По срокам и объемам мы пытались предоставить максимальный объем заказов на эти товары в обмен на товары, важные для нас.

Интересно, что в разрезе критических технологий Россия больше зависит от Украины, чем наоборот. Имею в виду продукцию ВПК, турбины, трансформаторные подстанции, авиа - , судо-и ракетостроения, транспорт, двигатели, компрессоры.

Эти направления необходимо развивать, так как на Западе все это уже распределено между своими производителями и имеет другие стандарты. Иначе такое производство в Украине придется просто закрыть, а уникальных специалистов - освободить.

- Правда ли, что при составлении «дорожной карты» вы вели переговоры с представителями директоров департаментов ведомств России, а представители Украины и России Бойко и Шувалов только дорабатывали документ?

- Ну, не с "представителями директоров департаментов" , а с руководством министерств и отдельными директорами департаментов, но это процедурный вопрос.

Встреча Ю. А. Бойко и И. И. Шувалова была следующим этапом согласования документов, где были окончательно согласованы сроки выполнения каждой позиции. Кроме того, эта встреча значительно ускорила окончательное принятие документа.

- Почему в тексте " Дорожной карты " встречаются орфографические ошибки? Например, "металл" , "корозиоустойчивый" ...

- Заседание комиссии проводятся поочередно на украинском и русском территориях. Вопрос корректуры, редактирования, литературной правки и юридического сопровождения по регламенту берет на себя принимающая сторона заседания. В данном случае - русский. Ошибки, вероятно, были в проекте, в конечном варианте они отсутствуют.

- Почему требования к таможенных барьеров со стороны РФ в финальном варианте смягчены?

- Потому что в процессе переговоров Украина доказала необходимость этого. Главное достижение - это взаимное понимание того, что препятствование внешней торговле приведет к огромным потерям не только Украины, но и России.

- Согласны ли вы с фактом последовательного сближения Украины с Россией?

- Так же мы можем проследить и этапы сближения с ЕС, особенно если принять во внимание количество согласованных со стандартами ЕС законов Украины. Украина не является членом ЕврАзЭС как основателя Таможенного союза и ЕЭП. Она наблюдатель. Вместе с тем, она сотрудничает со странами ТС и ЕЭП на основе нового договора о зоне свободной торговли и на основе подписания меморандумов между правительством Украины и Евразийской экономической комиссией.

В ближайшее время планируется подписание договора о зоне свободной торговли услугами, соглашения о доступе к трубопроводному транспорту, что позволит оптимизировать логистику импортных энергоносителей и получить доступ к более дешевому газу из Средней Азии, а также протокола об уменьшении или отмене экспортных пошлин, даст около 30 % скидки на энергетические продукты.

Есть "сближение" есть, но оно не политическое. Это сближение с крупнейшим торговым партнером по объему и структуре поставок.

В экономике это называется "оптимизация". Адекватное сближения постоянно происходит и на европейском направлении внешней торговли, потому оптимизация поставок и уменьшения затрат на логистику всегда выгодна обеим сторонам контракта.

- Что изменилось в украинско-российских отношениях за последний год? Будет ли Россия выполнять взятые обязательства?

- В конце 2013 года должны бесспорное улучшение во внешней торговле, в внешнем кредитовании и инвестировании, в сотрудничестве с кооперативными связями и отраслевому сотрудничеству. Это международные договоренности высшего уровня: больших гарантий выполнения получить было бы сложно.

Планы тоже прозрачные. Россия хочет вернуться в "клуб "великих держав, быть центром силы в Евразии. Она на пути к этому. Она уже есть участницей G8, E7, G20, BRICS, АТЭС и объективно стремится влиять, в том числе и на Украину. Она не хочет иметь на территории Украины баз НАТО и прямо об этом заявляет.

Однако современная Россия не является милитарно- экспансионистской страной.

В отличие от Китая, борющегося за территории из-за большого населения, или США, которые борются за контроль над источниками нефти и глобализацию долларового стандарта, России достаточно собственной территории. Россия однозначно не питает идеи возврата к аналогам СССР, о расколе Украины или о потере ее суверенитета.

Современной России это не выгодно. Даже с той точки зрения, что в составе РФ есть немало мелких территорий, которые являются зонами нестабильности. Можно опасаться экономической экспансии, изменения относительного веса различных бизнес - групп, но это риски иного масштаба.

- Вы давний "переговорщик" от Украины в России. Отличались ваши задачи во времена президентов Виктора Ющенко и Виктора Януковича?

- За должностными инструкциями я действую исключительно в рамках правительственных директив, согласованных Администрацией президента или правительством.

Могу констатировать, что мировоззренческое отношение к проблеме экономических отношений с Россией при разных президентах действительно было отличным, однако основная задача - обеспечить функционирование полноценного внешнего рынка - не менялось.

Современная экономика во многих отношениях является точной наукой, и от этого невозможно спрятаться за мировоззренческими преференциями.

Если вы думаете, что при президентстве Виктора Андреевича понимание важности рынка РФ был ниже, то это не совсем так. Но ситуация в украинском -российских отношениях была крайне обостренной, что привело к существенным потерям в экономике.

- Кто является вашим прямым куратором в российском направлении? Правда, что министр экономики влияет на вас меньше, чем премьер Николай Азаров и вице - премьер Юрий Бойко? Дверь для вас открыты в России?

- Чтобы ответить на эти вопросы, стоит посмотреть на структуру Кабмина. Конечно, премьер Николай Азаров и вице - премьер Юрий Бойко является моим руководителями. Бойко возглавляет группу высокого уровня по сотрудничеству со странами ЕЭП, а я в этой группе - секретарь. Замминистра экономики я был в прошлом правительстве, не в этом.

А "открытую дверь" - это опыт, который с годами облегчает выполнение задач. Сюда следует добавить постоянное повышение профессионализма, научный подход и патриотизм.

- Вас считают "противовесом" "европейскому" заместителю министра экономики Валерию Пятницкому. Будто вы сторонник российского направления , а он - европейского.

- "Продвигать" соответствующие направления мы должны в соответствии с должностными обязанностями в правительстве. Противоречий нет, потому каждый отвечает за свой ​​сектор. Мы представители правительства в различных международных структурах. Отношения с коллегами у меня деловые и конструктивные.

- Какие отрасли Украины пострадают от сближения с Россией?

- Риски есть в любой ситуации, но отказ от сотрудничества не является стратегией защиты от рисков для трансграничного Украины. Положительные эффекты можно получить только в сотрудничестве. Следует всегда исповедовать такие принципы: комплексный подход, эквивалентный обмен, отсутствие потерь, инициатива, сотрудничество и толерантность.

- Наиболее популярными в обществе есть два дальнейших сценариях. Первый - Виктор Янукович находится у власти и продолжает дружить с Россией. Второй - он проигрывает, и внешнеполитический вектор меняется в сторону ЕС.

- Это недопустимо упрощена, биполярная модель. Вектор внешнеэкономической ориентации не меняется по желанию одного человека. Есть народ, бизнес, интеллектуальная элита, экономическая целесообразность, историко - культурные факторы.

Перечень наших крупнейших торговых партнеров от выборов не изменится. Украина после выборов не переместится в какую-то новую точку мира. Необходимость сотрудничества останется. Хотя, безусловно, от главы государства многое зависит.

Ни Россия, ни ЕС в этой ситуации нам не мешают. Они могут помочь, а могут и не помочь. Главное - чтобы не было внешнего вмешательства. Мы же должны срочно сформулировать четкую и прозрачную национальную идеологию. Тогда любой президент будет вынужден вести оптимальный для Украины курс.