в АнаньевеИстория Ананьева → Знаменитости в Ананьеве
автор: Л. Кольчева

Знаменитости в Ананьеве

Говорят, осенью 1823г. в Ананьеве побывал Александр Пушкин. Он сопровождал жену графа Воронцова Елизавету Ксаверьевну как переводчик молдавского. Этот язык поэт легко выучил, живя в ссылке в Кишиневе. Графиня же, урожденная Браницкая, горела идеей помощи своим соотечественникам — полякам. Второй раз Пушкин побывал здесь через год, когда отправлялся в ссылку в село Михайловское. Он сменил коней, выехал на Одесскую гору, оглянулся на город, видный с нее во всей красе и произнес: «Прощай, прекрасное селенье!» Говорят, возница запомнил эти слова и передал их своим детям и внукам.

Поговаривают также, что бывал в Ананьеве и Федор Шаляпин. Как сообщает местная газета, когда знаменитый бас по просьбе дворянского и офицерского собраний в начале первой мировой войны приехал на гастроли в Одессу, ананьевская делегация упросила его дать концерт и у них. После выступления он вернулся в свой номер в гостиницу «Лондон» (да, с таким названием гостиница размещалась в здании детского садика «Золотой ключик»), но перед входом собралась толпа поклонников его таланта, которым не удалось попасть в концерт­ный зал. Они аплодировали и кричали: «Браво, Шаляпин!». Певец был тронут таким вниманием, он вышел на боковой балкон гостиницы и пропел им арию из пушкинской «Русалки» и песню на слова Бернса «Блоха».

В Ананьеве жил и творил выпускник Императорской Академии Художеств Санкт-Петербурга — Евгений Столица. В 1896г. известный собиратель произведений русского искусства и открыватель новых талантов среди художественной молодежи П.М. Третьяков приобрел для своей галереи с выставки учеников Академии художеств картину молодого живописца Евгения Столицы «На реке Рось близ могилы Шевченко». В этом же году Общество поощрения художеств присудило Е.Столице премию за успехи в живописи.

Так началась творческая деятельность известного пейзажиста.

Евгений Иванович Столица наш земляк. Родился в 1870г. на Украине (в Будеях Балтского уезда Подольской губернии) в семье лесничего. Художественные способности у будущего художника проявились уже в раннем возрасте. Систематические занятия рисованием Е.Столица начал в годы учения в Одесском реальном училище под руководством местного художника Г. Ладыженского. После окончания реального училища 18-летний юноша едет в Петербург и становится сначала вольнослушателем Академии художеств, а вскоре ее учеником. Живописью в Академии он занимается сначала под руководством известного пейзажиста М. Клодта, а затем — А. Куинджи. Успехи Столицы в Академии были отмечены тремя серебряными медалями.

После окончания Академии и трехлетнего пребывания в мастерской А. Куинджи, Столица за картину «В саду» (1897г., Куйбышевский музей) получил звание классного художника. Но настоящая известность к молодому художнику пришла после участия в 1899г., по приглашению адмирала Макарова, в первом плавании ледокола «Ермак» в полярных морях и создания серии замечательных картин, посвященных природе Арктики. Одна из этих картин — «Ледокол «Ермак» в полярных льдах» была экспонирована на Всемирной выставке 1900 года в Париже (Берлинский музей, вариант — Ленинградский военно-морской музей). Остальные картины этой серии выставлялись на «весенних» выставках в Академии художеств.

В 1904г. Евгений Столица снова встретился с адмиралом Макаровым, на этот раз на Дальнем Востоке, в Порт-Артуре, куда адмирал пригласил художника, в связи с начавшейся русско-японской войной, для создания на холстах боевых эпизодов обороны крепости. Из картин на порт-артурскую тематику наиболее интересны «Адмирал Макаров и художник Верещагин» (Таллинский музей), «Электрический утес» и «Установка орудия у подножия Золотой горы» (Ленинградский военно-морской музей). В первой картине адмирал, его боевой товарищ и друг — художник Верещагин, показаны в каюте броненосца «Петропавловск» за три дня до их трагической гибели на этом корабле. Адмирал занят изучением карты, художник за мольбертом работает над картиной. Столица раскрыл здесь ум и благородство этих выдающихся прогрессивных деятелей России, близких его сердцу людей.

В картине «Электрический утес» запечатлен один из грозных бастионов русской обороны, где показаны каменистые прибрежные скалы с надвигающейся издали грозовой тучей. Эта картина, сдержанная по колориту, очень выразительна. Она полна ощущения суровости и величия. Порт-артурская серия картин Столицы, которую он принес в дар Ленинградскому военно-морскому музею, является уникальным живописным свидетельством художника, очевидца событий недавнего прошлого, воскрешающим эпизоды славы и доблести русских воинов.

Основная тема художника в последующие годы — природа, жизнь русской и украинской деревни — тема, близкая сердцу художника, выросшего в лесной глуши и с детских лет полюбившего деревню. Произведения художника отличаются простотой и естественностью, правдивостью в передаче состояния природы. «Белые хатки с соломенными крышами, купы серебристых ив, голубое небо с далекими перистыми облаками, остатки снега на прошлогодней соломе, цветущий луг или ненастный осенний день; зима, голубые тени, мальчишки, катающиеся с гор и т. п. Родные картины мелькали перед зрителем, как из окна поезда, маня на природу, на волю, дальше от городского шума», — так описывает в своих воспоминаниях художник А.Рылов картины Столицы, выставлявшиеся на ежегодных «весенних» выставках. Пристрастие Столицы к деревенской тематике вызвало на одной из «весенних» выставок шутку Репина, воскликнувшего: «А Столица та была недалече от села!».

Одной из значительных работ художника является картина «Село горит» (1906г.). В этой картине изображена освещенная пожаром сельская улица в темную летнюю ночь, на переднем плане — фигуры застывших в оцепенении женщин с детьми. Перед зрителями проходит галерея интересных образов. Здесь и старик-слепец с девочкой-поводырем, уставившийся невидящими глазами на бушующее пламя, старуха с иконой, женщина с грудным ребенком.

В картинах Столицы, написанных в пору его творческой зрелости, запечатлены украинские хутора, затерянные среди бескрайних степей, пересеченных оврагами, русские деревушки с их ветхими избами, крытыми соломой, с сарайчиками и задворками, берега стремительных порожистых рек, бесконечные просторы русских полей («Новороссия», «Лето», «Вечер», «Жаркий полдень», «Зимний полдень»).

Евгений Столица принял участие в пяти конкурсах имени Куинджи, ему были присуждены пять главных премий, две из них — первые. В 1909г. Академия художеств присваивает Столице «за известность на поприще искусства» звание академика живописи. После Великой Октябрьской революции Столица вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и принимает участие в ряде выставок этого художественного объединения. Живя в Москве, он выезжает на этюды в Подмосковье, Тарусу и Оптину Пустынь, пишет главным образом пейзажи, деревню и архитектурные памятники старины («Зимняя лунная ночь», 1926г.; «Небо хмурится», «Наводнение», 1926г.; «Костер», 1925г.; «В овраге», «Плотничья башня»).

На картине «Зимняя лунная ночь» изображена деревенская улица с избами, погруженными в глубокие сугробы. Холодный свет луны заливает сугробы и заснеженные крыши изб. Огонек в оконце с бликом на снегу вводит зрителя в тепло и уют русской избы, так контрастирующие с морозом ясной лунной ночи.

Из картин Столицы, написанных в Москве, следует отметить «Наводнение», в которой художник запечатлил один из наиболее сильных разливов реки Москвы на территории Лужников, где в те годы еще находились домики деревенского типа с огородами. Картины Столицы находятся во многих музеях бывшего Советского Союза и за границей, где он неоднократно и с большим успехом представлял на международных и всемирных выставках передовое русское и украинское реалистическое искусство, исполненное гуманизма и любви к родному краю. За этими скупыми строками творческого пути художника — тернистый путь человека, который был обделен слухом, но как у всех великих этот недуг не помешал его таланту достичь огромных творческих вершин.

Мне удалось разыскать коллекцию открыток с репродукциями картин Е. Столицы из собрания семьи художника. Я уверена, что изучение наследия великого нашего земляка может обогатить каждого, кто соприкоснется с его творчеством.

На одном из зданий Ананьева висит мемориальная дощечка с барельефом и надписью: «В этом доме в 1877-1922 гг. жил и работал украинский художник — академик живописи Евгений Иванович Столица». Гордость просыпается, когда находишься во власти творчества великих творцов, но еще большей радостью наполняется сердце, когда находишь достойных продолжателей дела великих мира сего...

Самым большим открытием нашего «Вернисажа» стали работы юной художницы Детской школы эстетического воспитания г. Ананьева Филипповой Насти (класс изобразительного искусства). В 2008 г. она стала Лауреатом Международного конкурса изобразительного искусства в г. Коблево — 3 место (в 2007 г — 2 место). Педагог Тычина Елена Анатольевна.

За этой преемственностью поколений будущее нашего края, его развитие и процветание. А мне остается пожелать творческих успехов, как молодым дарованиям, так и их педагогам!

КОЛЬЧЕВА Людмила Наумовна