В Украине → Бедные села — доноры богатых городов

Бедные села — доноры богатых городов

Бюджетная децентрализация позволила местным общинам получить совсем другие средства. Бюджеты городов областного подчинения выросли в 20-30 раз. Бюджеты развития областных центров переваливают за миллиарды. Бюджеты городов-миллионников уже крупнее областные бюджеты.

Однако существует бюджетный парадокс, который остался в наследство от старой системы. Это финансирование сети коммунальных учреждений из областных бюджетов. Вспомним: еще пять лет назад в областных бюджетах оставалось 25% НДФЛ, сейчас - только 15%.

В 1990-2000-х годах все местные бюджеты так или иначе зависели от областного бюджета. Сейчас у нас каждый район или ОТГ имеют прямые межбюджетные отношения с государственным бюджетом и меньше зависят от областного бюджета, а для областных бюджетов испытанием является финансирование областных учреждений.

Учитывая сравнимое богатство городов жители сел осуществляют ненужные им расходы, но об этой проблеме не принято говорить. Простой пример: в областной бюджет все жители, работающие платят по 15% от налога на доходы физических лиц. Даже с минимальной зарплаты выходит около 100 грн ежемесячно.

Платит и житель областного центра, и житель села Забурбеливкы в 200 км. За эти средства в каждом областном центре только в области культуры содержатся две-три областные библиотеки со штатом более ста работников каждая.

Эти люди получают зарплаты из областного бюджета, а 60% НДФЛ платят в бюджет областного центра, делая этот бюджет еще больше. Теперь скажите: кто в Мелитополе или Акимовке знает, где в Запорожье расположена областная детская библиотека? А платят исправно, чтобы детям из областного центра было удобно.

Еще в каждом областном центре есть филармония и два-три театра. Все, как правило, областные. Классический театр и театр юного зрителя. Только для того, чтобы сумские дети ходили в театр, родители платят деньги в Шостке, Конотопе, Ромнах и дальних хуторах, где дети о филармонию и не слышали.

Заслуженный артист, за два-три выхода на сцену ежемесячно получает 10 тыс грн, платит в городской бюджет более 1 тыс грн НДФЛ из средств, уплаченных усатыми сельскими мужиками, которые о системе Станиславского и не слышали.

Еще в каждом областном центре есть несколько музеев. Один краеведческий - они похожи друг на друга, как братья-близнецы. Еще художественный музей. Еще - всевозможных местных знаменитостей, вроде музей Чехова в Сумах. Все имеют статус областных. Удерживает их вся область, а услуги получают преимущественно жители областного центра.

Так не только в области культуры, но и в медицине, образовании, спорте. В Сумах есть ДЮСШ "Барса". В футбол играют 600 сумских детей, а платят ... Ну, вы догадались. Более того, в районе открыли филиал "Барсы", но удерживают ее из районного бюджета. Как в анекдоте: сначала курим твои сигареты, а потом - каждый свои.

Конечно, есть заведения, которые нужно содержать за счет областного бюджета. Например, спортивные интернаты, областную клиническую больницу, онкодиспансер. Однако большинство заведений, расположенных в областном центре, могут спокойно воздерживаться же городами, потому что работают они исключительно на горожан.

Итак, большинство заведений следует передать с баланса областей на балансы областных центров. Это высвободит сотни миллионов гривен для того, чтобы область могла балансировать через дотации слабые общины или увеличивать размер субвенций на развитие инфраструктуры общин через прозрачные конкурсы. Однако сделать это трудно.

Какой мэр захочет взять такие расходы на себя? Это же выгодно: областной центр, районы, ОТГ содержат объекты, которыми пользуются жители города. Зачем нарушать статус-кво? Деньги, которые должны были идти на содержание учреждений, можно тратить на реконструкцию объектов силами своих фирм и "кучеряво" жить.

Противниками изменений могут быть и областные администрации. Мол, если все отдадим городу, то чем будем управлять? Чтобы рассказывать, что получателями выгоды является вся область, можно несколько раз в год сводить бесплатно депутатов на спектакль или провести в областном театре конференцию педагогических кадров.

Между сельские дети в театре за всю жизнь не побывают ни разу, но это такое. Вырастут, уйдут из бедных деревень в богатые города и сходят.

Просмотр системы содержания коммунальных учреждений в регионах назрел, и желающих осуществлять изменения не видно. Формировать общественное мнение должны, прежде всего, лидеры новых объединенных общин. Они должны рассказывать, что нынешняя система отношений несправедлива. Так будет и дальше, если эту проблему не нарушать.

Виктор Бобыренко

Бюро анализа политики, Общественное партнерство

"За прозрачные местные бюджеты"